Четверг, 25 Апр 2024, 1:13 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Ваша любимая раса
Всего проголосовало - 31609
Результаты

Начало » Статьи » Оружие

Японское искусство владения мечом. Часть первая
Японское искусство владения мечом. Часть первая


Тантодзюцу (яп. 短刀術) — японский термин, обозначающий различные системы ножевого боя.

Изучение Тантодзюцу начинается с Танто-но-ката, в котором собраны основные удары, наносимые прямым и обратным хватом.

Хват танто осуществляется всеми пальцами (не оттопыривая большой или указательный палец). Вес тела в стойке распределяется равномерно, при нанесении удара корпус не должен проваливаться вперед.

Развитием и продвижением Тантодзюцу в России занимается Международный союз Боевого Карате Кои но Такинобори Рю (IUKKK). В группах КОИ подготовка Тантодзюцу осуществляется неразрывно от подготовки по Боевому Карате КОИ, так как рукопашный бой неотделим от ножевого боя в реальном поединке. В Санкт-Петербурге также создана отдельная группа по Тантодзюцу. IUKKK разработал правила поединков, провел два открытых Первенства России по спортивным боям с ножом Танто-Дзюцу (3 марта 2006 года, Псков), выступил соорганизатором Всероссийских соревнований по ножевому бою памяти Дениса Мыларщикова (7 октября 2006 года, Москва), готовит третье Первенство России по Тантодзюцу.

Кэндзю́цу (или кендзю́цу яп. 剣術, «искусство меча») — японское искусство владения мечом. Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов.

Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной.

Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивается на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь.

В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая кэндзюцу — это Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.

Современному мастеру кендзюцу, Дмитрию Романюхе, все-таки удалось расшифровать секретные техники, спрятанные японскими мастерами в Ката. "Мне это удалось сделать, только благодаря тому, что я следовал кодексу чести Бусидо" - говорит Дмитрий.

Рю: (流) слушать (info) — японский термин, обозначающий течение, либо стиль в какой-либо области искусства или религии. В западных языках чаще употребляется по отношению к боевым искусствам. В рамках одной школы будзюцу до эпохи Эдо обычно изучалось несколько видов БИ. Позднее появились школы посвящённые лишь одному виду будо.

Виды бу-дзюцу

Обязательные виды (имелись во всех школах):
тайдзюцу — искусство владения телом (в некоторых школах это означало просто фехтовальные передвижения, в других тоже самое что и дзю-дзюцу)
кэн-дзюцу — фехтование на мечах

Престижные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось престижным):
кю-дзюцу — стрельба из лука
ба-дзюцу — езда на коне

Важные виды (имелись не во всех школах, но иметь их считалось полезным):
иай-дзюцу — техника ношения меча и ножен, а также его подвид батто-дзюцу — техника мгновенного обнажения меча с ударом.
дзю-дзюцу — борьба без оружия

Виды, связанные с фехтованием:
яри-дзюцу — фехтование на копьях
нагината-дзюцу — фехтование на глефах (иногда нагината переводят как «алебарда»)
танто-дзюцу — фехтование на тесаках (иногда танто переводят как «нож»)
бо-дзюцу — фехтование на шестах
дзё-дзюцу — фехтование на дубинках
тэцубо-дзюцу — фехтование на дубинках окованных железом
кусари-дзюцу — фехтование на цепях
сасумата-дзюцу — фехтование на рогатинах
содэгарами-дзюцу — фехтование на баграх

Экзотические виды:
суйэй-дзюцу — плавание
ходзё-дзюцу — связывание
ядомэ-дзюцу — отбивание и перехватывание стрел
батто-дзюцу — альтернативное выхватывание оружия первым (создано в эпоху Эдо)
хо-дзюцу — стрельба из огнестрельного оружия (этот раздел практически исчез в эпоху Эдо в связи с запретом на ношение и хранение огнестрельного оружия)
сюрикэн-дзюцу — метание сюрикэнов

Виды, имевшиеся только в школах ниндзюцу:
синоби-дзюцу — шпионаж
саймин-дзюцу — гипноз
хэнсо-дзюцу — переодевание
онсин-дзюцу — маскировка
интон-дзюцу — уход от погони

В эпохи Эдо и Мэйдзи многие из «дзюцу» (искусств) выделились как рю, посвящённые только одному «дзюцу» (а не нескольким сразу, как было до этого), превратились в «до» (пути). Так, например, кэндзюцу, выделившись отдельно, превратилось в кэндо.

Школы не относящиеся к БИ
оэ-рю (яп. 御家流 о:эрю:?) — школа каллиграфии, основанная на стиле гё:сё, популярном в эпоху Эдо
огасавара-рю (яп. 小笠原流 огасава-рю:?) — школа этикета
согэцу-рю (яп. 草月流 со:гэцурю:?) — школа оранжировки цветов

Самурайские стили Будо

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю
дайто-рю айки-дзюцу
Араки-рю (когусоку)
Асаяма Итидэн-рю (хэйхо)
Дайто-рю (айкидзюдзюцу)
Хиго Ко-рю (нагинатадзюцу)
Хокусин Итто-рю (кэндзюцу)
Хонтай Ёсин-рю (jujutsu)
Ходзоин-рю Такада-ха (содзюцу)
Хёхо Нитэн Ити-рю (кэндзюцу)
Иссин-рю (кусаригамадзюцу)
Кагэ-рю (баттодзюцу)
Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (кэндзюцу)
Касима Син-рю (кэндзюцу)
Касима Синто-рю (кэндзюцу)
Катаяма Хоки-рю (иайдзюцу)
Когэн Итто-рю (кэндзюцу)
Курама-рю (кэндзюцу)
Манива Нэн-рю (кэндзюцу)
Мидзогути-ха Итто-рю (кэндзюцу)
Мугай-рю (иайдзюцу)
Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (иайдзюцу)
Мусо Синдэн-рю (иайдзюцу)
Оно-ха Итто-рю (кэндзюцу)
Овари Кан-рю (sojutsu)
Сэкигути Синсин-рю (дзюдзюцу)
Сингёто-рю (кэндзюцу)
Симмусо Хаясидзаки-рю (баттодзюцу)
Синто Мусо-рю (дзёдзюцу)
Сёдзицу Кэнри Катаити-рю (баттодзюцу)
Сосуйсицу-рю (дзюдзюцу)
Суйо-рю (кэндзюцу)
Такэноти-рю (jujutsu)
Тамия-рю (иайдзюцу)
Тацуми-рю (хэйхо)
Тэндо-рю (нагинатадзюцу)
Тэндзин Синъё-рю (дзюдзюцу)
Тэнсинсё-дэн Катори (Синто-рю хэйхо)
Тода-ха Буко-рю (нагинатадзюцу)
Тояма-рю (баттодзюцу)
Утида-рю (тандзёдзюцу)
Ягю Сэйго-рю (баттодзюцу)
Ягю Синган-рю (тайдзюцу)
Ягю Синкагэ-рю (хёхо)
Ёсин-рю (нагинатадзюцу)
Касима Син-рю

Новые стили-рю, производные от самурайских
Хакко-рю
Томики-рю

Школы Ниндзюцу
Ига-рю
Кога-рю
Токагурэ-рю

Общеизвестные Стили Каратэ
сётокан-рю
вадо-рю
сито-рю
годзю-рю
Синдо Рю

Японские мечи
Японский меч (яп. 日本刀 нихонто:?) — меч, произведённый по традиционной японской технологии из композитной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.

Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Типы японских мечей
Большие мечи:

Нагамаки
Нодати
Одати
Окатана

Длинные мечи:

Тёкуто
Дотануки
Катана
Син тунто
Тати
Цуруги
Утигатана
Айкути

Короткие мечи:

Тизикатана
Кодати
Сикомидзуэ
Вакидзаси

Ножи/кинжалы:

Хативара
Танто
Ёрои тоси

Тренировочное оружие:

Боккэн
Иайто
Синай
Субурито
Тарэн бо

Вымышленные мечи:

Дайкатана
Ниндзято
Дзанбато

Нагамаки
(яп. 長巻 — «длинная обёртка») — японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII—XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.
Нагамаки — оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180—210 см, наконечник — до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.
Этим оружием наносились, преимущественно, рубящие удары, но оно могло применяться и в качестве копья. Использовалось в пехоте. Держалось двумя руками, причём во время боя положение рук не менялось. Правая рука находилась ближе к наконечнику. В борьбе с кавалерией удары часто наносили по ногам коней.

Нодати
(яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Некоторые, однако, придерживаются мнения, что нодати является близким синонимом одати (大太刀 «большой меч», «о-тати») и означает очень большой тати. Термин не обозначал изначально любой вид японского боевого меча очень больших размеров (дайто), такой, как тати, но в наше время часто (неверно) применяется именно так.
Нодати использовался как оружие пехоты в бою. Использование нодати в помещениях или других ограниченных пространствах представляет определённые трудности. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было чем-то особым, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако его не выхватывали из-за спины. Нодати, из-за своей большой длины и веса, был очень сложным оружием.

Одати
(яп. 大太刀?, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀?, «полевой меч») означает другой тип меча, часто ошибочно используется вместо одати.
Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.
Одати, которые использовались как оружие, были слишком велики для самураев, чтобы носить их подобно обычным мечам. Существовало два способа ношения.
За спиной. Это было непрактично, потому что было невозможно достаточно быстро выхватить меч.
Другой метод был проще — ношение меча в руке. В эпоху Муромати было принято, чтобы за самураем следовал оруженосец, который в нужный момент помогал вытащить одати из ножен.
Стили фехтования с одати обращали большее внимание на нисходящие режущие удары и прочный хват оружия.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри — сыном Тоётоми Хидэёси).
Причины потери популярности
После 1615 года битвы прекратились.
Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Окатана
Большая катана размером с тати, с длиной клинка ближе к 90 см. Разделение достаточно условно, так как любой меч с клинком в 90 см, вставленный в ножны катаны, можно совершенно спокойно назвать катаной. Окатана — лишь уточнение размера.

___________________________________________________________________________
Длинные мечи:

Тёкуто -
прямой безлезвийный меч, бытовавший в Японии до X в.

Дотануки
Подвид катаны с очень широким и толстым лезвием. Мнения об эффективности клинков такого типа разделяются.

Катана
(яп. 刀) — изогнутый японский меч.
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в носимый комплект вооружения самураев, известный как пара мечей дайсё.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существуют десятки способов оплетки. Особенно ценятся катаны, на которых есть «мэи» — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых эксперты приписывают известным мастерам, «мэи» часто отсутствует.
Составные части
Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi),
Шнур — Ито (Ito),
Лезвие — Ками,
Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
Вход в ножны — Коигути (Koiguchi),
Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мэкуги (Mekugi),
Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Мэнуки (Menuki),
Хвостовик — Накаго,
Завязки — Сагэо (Sageo),
Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
Ножны — Сая (Saya),
Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сэппа (Seppa),
Молоточек для разборки меча — Тэцу,
Клинок — Тосин,
Гарда — Цуба (Tsuba),
Рукоять — Цука (Tsuka),
Оплетка — Цукамаки,
Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Катана быстро разбиралась, для этого достаточно вынуть из рукояти мекуги. Довольно часто на ножнах делались вырезы для ножа кодзука, который служил как обычный нож в походе, и шпильки когаи. Исторически козука и когаи появились на длинных мечах тати, предшествовавших распространению катана. Обычно когаи были две — они использовались для развязывания узлов на шнурках, которыми крепились доспехи, а также как палочки для еды.

Сингунто
– новый армейский меч. Клинки мечей, изготовленные перед началом и во время Второй мировой войны.

Тáти
(яп. 太刀) — длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Цуруги
(яп. 長剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч. По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).
Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии - в церемониальных и религиозных целях.
Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Утигатана
Практически то же самое, что и катана. Термин появился раньше и обозначал более легкие и короткие по сравнению с тати клинки. Первое время утигатана была оружием для небогатых людей, и лишь в эпоху Эдо она заняла место основного меча Японии, превратившись в катану.

Айкути
Любой меч без тсубы. Чаще всего этим словом называют кинжалы, потому что без тсубы обычно именно они.

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным оружием.

Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. В это время катана выполняла роль сёто. В качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси.

Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).


Короткие мечи:
Кодати
(яп. 小太刀) — буквально переводится как «маленький тати», меч тати короче обычного.

Сикомидзуэ
Меч-трость, чаще всего прямой и без тсубы — оружие скрытого ношения. Причем это может быть как длинный клинок, так и короткий клинок с длинной (небольшое копье) или короткой (кинжал) ручкой.

Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см)[5]. С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).
Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.
В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку(харакири).


__________________________________________________________________________________________________________________________________

Ножи / кинжалы:

Танто
(яп. 短刀 тан — короткий, то — меч) — вспомогательный короткий меч самурая.
«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по японски — «хотё»).
По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов ниппон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.[1]

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к Тан-То в одних ножнах.
Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же меч разного размера». Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные, искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно это короткий меч. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Муляж танто с деревянным, пластиковым, а иногда тупым металлическим клинком применяется для тренировок в боевых искусствах:
Айкидо
Дзюдо
Каратэ


Йорои тоси
Обоюдоострый кинжал для пробивания брони. Стандартная длина клинка сначала 28.8 см, потом 22.7 см.

Хативара – клинковое оружие для пробивания панцирей


_______________________________________________________________________________________________________________________________

Тренировочное оружие:

Бокен
Скорее «боккен» или даже «бокукен» с очень быстрой «у», но «бокен» удобнее. Деревянный тренировочный меч.

Иайто
Имитация катаны, обычно сделанная из сплава алюминия и цинка. Используется в иайдо и иайдзюцу. Как правило легче, чем настоящий стальной меч. У большинства иайто отсутствует заточка.

Синай
Бамбуковый меч, стандартное оружие в кендо.

Суборито
Тяжелый деревянный тренировочный меч. Используется для развития силы и выносливости, а также для отработки сложных приемов в одиночку. Не оружие для спарринга.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

С ЛОВАРЬ (вспомогательный)

Хоримоно – художественная гравировка на клинке.
Укибори – объемная гравировка внутри дола.
Бондзи – стилизованное написание имен буддийских божеств на санскрите.
Мон – личный герб.
Као – личная подпись мастера в стиле скорописи.
Какихан – имя мастера в виде монограммы, помещенной в рамку.
Дзёкото – древние прямые мечи.
Кэн (цуруги) – японское название обоюдоострого меча.
Тёкуто – меч с прямым клинком, имеющим одностороннюю заточку.
Кабуцути-то – прямой меч с навершием – молотом.
Сабля – оружие, имеющее изогнутый клинок с лезвием, находящимся на выгнутой стороне.
Варабитэ-то – короткий меч (тесак) с рукоятью направленной под некоторым углом вверх.
Айны – коренные жители японских островов европеоидного типа.
Макири – национальный нож айнов с изогнутой вверх рукоятью.
Рюкозука-то – меч с вогнуто-цилиндрической рукоятью и изогнутым клинком, предшественник классического японского меча.
Кэнукигата-но тати – меч с металлической рукоятью в виде «щипчиков для выщипывания бровей», изготовлявшийся вместе с клинком из одной заготовки.
Сатэцу – железосодержащий песок, используемый как сырье для приготовление стали.
Крица – исходный пористый слиток металла, получаемый после плавки руды в сыродутной печи.
О-кадзи – кузнецы, изготовляющие металл для своих мечей самостоятельно.
Татара – печи для массового производства стали, разрушаемые после завершения процесса с целью извлечения полученного слитка.
Кэра – слиток металла, образовавшийся в результате татара-процесса.
Тамахаганэ – сталь, получаемая в процессе проковки мелких осколков раздробленного кэра.
Ко-кадзи – кузнецы, работавшие со сталью тамахаганэ.
Дамаск – сталь для клинков, получаемая сваркой пакета, состоящего из слоев стали с разным содержанием углерода. При протравливании кислотой такая сталь дает характерный узор.
Булат – сталь, получаемая в тигле путем плавления руды по сложной технологии. Обладает качествами, выгодными для клинкового оружия – одновременно твердостью и вязкостью. При травлении кислотой дает на поверхности рисунок, которому подражает дамаск.
Литая сталь – однородная сталь, полученная в доменной печи. Имеет заранее заданные характеристики.
Рациональная сварка – композитная конструкция клинка из нескольких полос стали разного сорта.
Аси – ножки – поперечные тонкие линии менее закаленных участков, предохраняющие якиба от выкрашивания.
Нихон-то – классический японский меч, полученный в результате многократных проковок полос металла и их рациональной сварки в тосин.
Минсютэки когэи – термин, обозначающий бытовые предметы, изготовляемые особенно тщательно и красиво.
Тамэсигири – пробное резание. Тесты, применяемые при испытании качества клинка.
Татами – соломенные циновки стандартной величины, скатанные в рулон, перерубались мечом во время тамэсигири.
Цудзугири – уличное резание. Неофициальное испытание меча самураем на прохожих простолюдинах.
Кокухо – национальное сокровище – высшая ступень качества японского меча.
Тосу – небольшие ножи, носимые на поясе.
Когатана – маленький меч. Второй меч, носимый самураем за поясом в паре с мечом тати.
Вари кагаи (вари–баси) – двойной когаи, состоящий из двух симметричных половинок.
Сингунто – новый армейский меч. Клинки мечей, изготовленные перед началом и во время Второй мировой войны.
Сунобэабура яки-ирэ – мечи сингунто, выкованные из литой стали заводского изготовления и закаленные в масле.
Матэцу-то – прокат, закаленный в масле. Клинки сингунто, изготовленные методом проката заготовки на прокатном стане.
Нихон (Ниппон) – (солнце, корень, страна) «Страна, где солнце берет свое начало», древнее название Японии.
Мэкики – официальный эксперт клинков японских мечей (знаток мечей).
Оригами – сертификат, выдаваемый в Японии после экспертизы клинка, свидетельствующий о его ценности.
Ходзон токэн – оберегаемый меч. Самая низшая ступень по шкале ценностей японских мечей.
Намбан-тэцу – сталь южных варваров. Литая однородная сталь, поступавшая в Японию с XVII века из Европы.
Мару-гитаэ – цельный клинок, сделанный из намбан-тэцу.
Пайволдо – корейские мечи по внешнему виду, не отличающиеся от японских.
Яодао – поясной меч. Китайские мечи, конструктивно похожие на японские.
Тосин – тело меча. Полоса японского меча: клинок и хвостовик.
Хада – узор, образованный слоями стали на полированной поверхности клинка.
История японского меча
Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили композитную технологию. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.[1]

В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дай-то («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Категория: Оружие | Добавил: Chenzana (22 Окт 2014)
Просмотров: 8538 | Рейтинг: 4.6 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)