Суббота, 21 Дек 2024, 6:39 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Ваша любимая раса
Всего проголосовало - 31730
Результаты

Начало » Статьи » Оружие

История японских мечей
История японских мечей


Сперва был ПРЯМОЙ ОБОЮДООСТРЫЙ ломкий хреновый корейский цуруги. Кто смотрел "Принцессу духов" Миядзаки (ака Принцессу Мононоки") -- там у главгероя именно такой прямой цуруги, (что есть прямое указание на нипадеццки олдовую деревню героя. )

Аналог в наше время -- пороховой огнестрел конца 18в, "кентуккийская винтовка", самопалы первокапсюльники типа Шаспо, Минье и т.п. Да, стреляет. Да, убить можно. Но, блин, геморройно как заряжать!

Потом народ все же сообразил, что на дистанции шансы выжить сильно повышаются. И появился юми, главное оружие самурая.

Оружие самурая -- лук. Кто не верит, поинтересуйтесь, как на японском языке будет "левая рука". Буквально: "рука-в-которой-держат-лук". Это эпоха Хэйан, 8-9-10 века. Это знаменитое хайку "и серп луны исчезает" = "я просто натянул тетиву и выстрелил, ничего более". Не разжевываю всю историю, ибо есть гугл.
Это смерть Бэнкея и монахи с горы Хиэй. Это "гудящие стрелы Данноура".
Опять же, подробностей в гугле навалом.

В наше время аналогом лука можно считать первые казнозарядные винтовки (Дрейзер, Бердан) -- уже далеко стреляют, уже бездымный порох. Но все еще нужно иметь штык.

Потом японцам императоры поднадоели. Началась эпоха сегунов. Семья Фудзивара пошла лесом, горами да проливами, а появились Асикага.
Выкристаллизовался длинный кавалерийский меч. Им рубят с коня, у него ДРУГОЙ хват, ДРУГАЯ заточка, нежели у мечей ути-гатана. Это эпоха Камакура и Намбокутте, 11-14 века. Это кавалерийские армии Такэда, Асикага.

Аналог в нашем мире -- винтовки Маузера и Мосина, пулемет Хайрама Максима. Дальнобойное, страшное, смертельное боевое оружие. Длинное, сложное в изготовлении, требует ухода, тяжелое. Но эффективное -- "куда там лосю".

Потом японцы увидели, что, пока они тут соревнуются в искусстве пузорезания, окружающий мир изобретает космические корабли, памперсы и детскую железную дорогу. И решили:
а) мал-мала объединицца (Нобунага-Хидэеси-Иеясу, 1565-1605гг) -- первый акт пьесы удался.
Посмотрите японские фильмы о Мусаси, фильмы Куросавы как "Тень воина", "Ворота Рансемон", "Знамена Самураев" -- кто и с чем там бегает.
Правда, пришлось лет сто повоевать в эпоху Сенгоку Дзидай, расцвести искусству синоби (ниндзюцу есличо) и пришлось грести в армию НУ ВООБЩЕ ВСЕХ. И тут оказалось, что "винтовка на троих" проблема не только РККА образца 1941 г.

Аналог в нашей истории -- когда не хватало тяжелого оружия, ополченцы и партизаны ходили на фрица с пистолетами. Да и вилами -- бывало.

б) немного завоевать Корею -- типо показать, что с прямыми мечами уже не в тренде -- но тут вылез Ли Сун Сын со стороны Кореи, произнес волшебное слово "кобуксон", и для японского флота вторжения настал Северный Полярный Медвед.

И вот потом только настала эпоха, когда у самураев крупных битв не было ни в Японии, ни за ее пределами. И была ОХОТА ЗА МЕЧАМИ. Как после 1918 г и 1946г у нас: СДАТЬ ОРУЖИЕ. Сдать все длинные страшные тяжелые клинки: тати и алебарды-нагината, масакари и нагината... Закопать пулеметы и винтовки -- только охотничий гладкоствол, только пистолеты и револьверы.
Тут-то дядьки и начали клумбу маслом поливать -- "абы шмайсер не заржавив". И остались народу охотничьи ТОЗовки, роскошные Зауэры да Тулки. Остались Катана и Вакидзаси -- пара мечей ути-гатана. Вот что они такое -- пара мечей статусных, вроде той же укороченной шпажонки при дворе Филиппа или Людовика. (Потому что были и боевые шпаги -- куда мощнее и страшнее тех же шлегеров) Ути-гатана есть гражданское оружие как ковбойский кольт, пистолет Макарова -- в глаз убьет, а сквозь бронежилет извините-с. Поэтизация катаны рождена поэтизацией бунта ОДИНОЧКИ против СИСТЕМЫ. см. того же "Затоичи". Так же поэтизированы и Кольт, и Смитт&Вессон. "В реальности рулят танковые клинья и ковровые бомбардировки" (с) Сарумян-ага. А понятия личной индивидуальности у японцев и вовсе в языке не существовало до революции Мэйдзи (1868г), да и потом появилось оно не сразу.

Вот на этом-то фоне и расцвела "Сакура-катана-сакэ". Да.

А фильм с перерубанием ствола пулемета я видел в юности, когда ходил на каратэ. Это учебный фильм. Т.е. -- бьет великий мастер, великолепным клинком, по тщательно выверенной траектории. Один раз -- легко, как рекордный аэроплан. В серии такое не повторить.

Необходимое уточнение.

Во время охоты за мечами большей части японского народа предложили либо оформиться в служилое сословие (и потерять землю) либо напрочь сдать оружие. Мечи ути-гатана (катана+вакидзаси) тогда еще БОЕВЫМ ОРУЖИЕМ НЕ СЧИТАЛИСЬ, потому что у населения на руках (и на многочисленных полях битв) хватало трофейных пулеметов, подбитых танков... то есть нормальных кавалерийских тати, копий (яри), нагината и нагамаки, громадных двуручников но-дати. На этом фоне катана-вакидзаси выглядели мирно, как одиночный АК в машине сегодняшнего Багдада.

Так вот. Самураям оставили право владеть оружием -- любым. А вот народу -- крестьянам, ремесленникам и купцам -- осталась мелочь: короткий меч вакидзасу.

Большей частью для отличия от низших сословий, самураи и носили ДВА меча. А что с ними делать-то? Войн больше нет, Родные Острова замирены нахрен, и даже ниндзя считают большой удачей подработочку ночным сторожем. Тут-то и началась кодификация всех боевых искусств, начали записывать поучения всяко-разных мастеров в изобилии, тут-то и началась шлифовка боевого искусства владения сравнительно коротким и легким гражданским оружием, которым приходилось пользоваться в гражданских же разборках: типо там пацаны ларек не поделили, якудза там, то-се. См. "Телохранитель" Куросавы, "Затоичи", "Сумрачный самурай" или японскую версию "Сукияки Вестерн Джанго", хотя это уж полный сюр.
Так в СССР после Второй Мировой разработали, например, целевой пистолет Коротина: для боя не очень, а вот для Олимпиады самое то. Так в Европе 14-15 появились турнирные кирасы, рассчитанные только на один вид удара, и часто даже с отверстиями на прочих ракурсах для пущей легкости. Так в Европе 18-19 в боевая шпага ромбического сечения, которой еще можно было при случае рубить -- выродилась в рапиру и шлегер, которыми пользуются строго определенным образом в строго установленных стойках.

Японская катана на этом фоне все-таки осталась по-настоящему опасной, а искусство владения ей -- вполне жизнеспособным и полезным, о чем легко судить прежде всего по мимоариям а-ла "Сокрытое в листве", "47 ронинов Ако", "Энья Такасада, его жена и все-все-все".

Вот в это время и созданы лучшие клинки, сделанные без спешки, из тщательно отобранного металла, отполированные по канону, а не "завтра в бой, шлифуй скорей!"
А времени было ни много, ни мало -- 250 лет. С 1605 до 1868 примерно. Носов упоминает о 13000 известных поименно кузнецах. Они наковали мечей сотни тысяч, а то и поболее. Эти-то катаны мы с вами сегодня и видим в кино, в книгах, изучаем их, восхищаемся и т.п.

А потом ко второй мировой понадобился поцреотизьм. И его вынули из запасников, снова запустили кузню по старинной технологии, дали офицерам катаны (а сержантам наштамповали син-гунто крупповским прессом колоссальной мощи -- тоже как у взрослых, только сталь... ну, например, были клинки из рельсов, снятых в Манчжурии). И тот самый учебно-пропагандистский фильм про перерубание ствола пулемета тогда же и сняли. Типо вот оно торжество духа Аматэрасу. Японцы посмотрели, прониклись и кинулись в атаку -- например, погуглите "Бои на Гуадалканале", где самураи с удивлением узнали, что пуля 12,7мм игнорирует божественное происхождение. На островах Тихого Океана американцы с тем же удивлением узнали, что не только ствол, а и замок Гаранда, вскинутого над головой -- от охреневшего в атаке самурая не такая уж и защита. Оттуда и растут ноги всех легенд про перерубание и протыкание. Иногда оно удавалось. А иногда американские пулеметчики успевали раньше и укладывали всех самураев еще на полпути до окопов.

Что же касается европейских клинков -- то и они делались по ничуть не менее сложной технологии, чем японские. Например, журнал "Популярная механика" как-то занялся реконструкцией нормального доброкованного каролинга -- а чем кончилось, можно узнать на popmech.ru.

Какой же будет вывод? Да никакого, нахрена он тут нужен. Форум литературный, все главное у нас в воображении и в ощущениях.

"Это действительно сталь Хаттори Хандзо..."

Автор: KoTGomel
Категория: Оружие | Добавил: KoTGomel (19 Окт 2014)
Просмотров: 3749 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)