ТТХ БТ-2 Боевая масса, т 11,3 Экипаж, чел. 2 Габаритные размер ы, мм: Длина, мм 5350 Ширина, мм 2230 Высота, мм 2160 Клиренс, мм 350 Броня, мм: 6-13 Лоб корпуса 13 Борт корпуса 13 Башня 13 Корма, крыша 10 Днище 6 Скорость (по шоссе) на колесах, км/ч: 72 Скорость (по шоссе) на гусеницах, км/ч: 52 Запас хода (по шоссе) на колесах, км: 200 Запас хода (по шоссе) на гусеницах, км: 120 Удельное давление на грунт на колесах, кг/см2: 5,4 Удельное давление на грунт на гусеницах, кг/см2: 0,64 Подъем, град. 42 Высота стенки, м 0,55 Ширина рва, м 2,0 Глубина брода, м 0,9 - два пулемета в одной установке; - два пулемета в одной установке и еще третий в отдельной установке; - пушка калибра 37-мм (без пулеметов); - пушка калибра 37-мм и пулемет в отдельной установке.
Первым из семейства колесно-гусеничных танков в СССР стал БТ-2. В 1930 году в Советском Союзе была образована закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского - ее целью было приобретение за рубежом новейших образцов бронетехники, тракторов и автомобилей вместе с технической документацией для последующего их серийного производства на советских заводах. В США внимание комиссии привлекли прекрасные скоростные и маневренные характеристики танка Кристи. С помощью торгового представительства «Амторг» удалось без проблем закупить два экземпляра этой машины (М1931) без башни и вооружения и вывезти морским путем в Советский Союз. Танки прибыли в СССР в начале 1931 года, и после их тщательного изучения было решено запустить машину в серию под обозначением БТ-2. БТ-2 отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. Для него разработали специальную башню, оснащенную 37-мм пушкой (37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года, которая в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36 и была закончена только летом 1933 года) и, начиная с 61-го экземпляра, 7,62-мм пулеметом ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор служил для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за недостатка пушек, плохо освоенных производством, 350 БТ-2 были выпущены только в пулеметном варианте со спаркой пулеметов ДА-2. В связи с этим существовало по меньшей мере четыре варианта БТ-2 различавшихся вооружением: Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. Танк преодолевал подъем в 42°, ров шириной до 3,5 м и стенку высотой до 0,55 м.. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались "по-автомобильному". На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Для установки на БТ-2 были предусмотрены отработавшие летный ресурс авиадвигатели М-5 (копия американского мотора «Либерти»), однако выпуск последних был прекращен, а состояние имевшихся оставляло желать лучшего. Поэтому пришлось закупить в США 2000 двигателей «Либерти», также отслуживших свой срок в авиации, но находившихся гораздо в лучшем состоянии. Уже 7 ноября 1931 года три серийных БТ-2 были показаны на военном параде в Харькове. Однако эксплуатация машин осложнялась их техническими недостатками и низким качеством изготовления танков. Авиадвигатели оказались капризными и часто выходили из строя или даже загорались из-за перегрева. Неплотные соединения были причиной вытекания масла из механизмов. Корпус машины не имел необходимой жесткости, что вело к поломке вала мотора. Аварии случались также по вине плохо обученного личного состава. Тем не менее БТ-2 оказали Красной Армии неоценимую помощь в подготовке танковых экипажей. Было выпущено более 600 таких машин, поступивших на вооружение механизированных соединений. Несмотря на все недостатки танка (слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение), танкисты отмечали его хорошие динамические качества - скорость, маневренность, а также способность машины преодолевать в прыжке различные препятствия. С начала 30-х годов, впрочем, без особого успеха, предпринимались попытки установить на БТ-2 76-мм орудие и даже динамореактивную пушку. Четыре БТ-2 в 1937 году переоборудовали в мостовые танки, оснащенные мостом грузоподъемностью до 15 тонн. Вес моста и его оборудования составлял 2670 кг, а время его наведения - 30-45 секунд. Нужно отметить, что танки БТ-2 довольно активно применялись в вооружённых конфликтах в которых принимал участие СССР. Есть, например, такое упоминание о боевых действиях на реке Халхин-Гол: 3 июля японцы силами пехотного полка переправились через Халхин-Гол и заняли район у горы Баин-Цаган. Второй полк двинулся вдоль берега реки с целью отрезать от переправы и уничтожить наши части на восточном берегу. Чтобы спасти положение, в атаку была брошена 11-я танковая бригада (132 танка БТ-2 и БТ-5). Танки шли без поддержки пехоты и артиллерии, что обусловило большие потери, но задача была выполнена: на третий день японцы были выбиты с занимаемых позиций на западном берегу. После этого на фронте установилось относительное затишье. Кроме того БТ-2 принимали участие в Освободительном походе в западную Украину в 1939 году, в советско-финскую войну и в начальном периоде Великой Отечественной. Всего в период с 1932 по 1933 гг. было выпущено 208 танков БТ-2 в пушечно-пулемётном исполнении и 412 в пулемётном варианте.
Башни БТ-2: с пушкой; с пушкой и пулеметом; с двумя пулеметами.