Рождение гончей В 2006 году Ник Перумов блестяще завершил многотомную эпопею «Хранитель мечей», равной которой по размаху и глубине в отечественном фэнтези не было, нет и не предвидится. И тут же взялся за новый цикл, не столь масштабный, но не менее амбициозный. В «Семи зверях Райлега» мэтр поставил перед собой задачу создать принципиально нового — как для собственного творчества, так и для жанра, — героя. И Тёрн действительно получился на редкость ярким: бескомпромиссный паладин, пытающийся всегда и во всем следовать собственным принципам. Не святой, но искатель.
Центральным персонажем «Алиедоры», второго тома цикла, стала героиня совсем иного плана: несчастная юная девушка, отданная в жёны нелюбимому мужу, который к тому же оказался настоящим чудовищем. Но такова Алиедора лишь в начале, когда бежит от супруга, давая повод жестокой войне между королевствами Долье и Меодор. Лишившись крова и родных, героиня оказывается одна в жестоком мире, но, как сильная натура, не собирается сгибаться под напором обстоятельств. Вокруг волки? Значит, надо научиться выть по-волчьи.
В свой час боевитая девчонка привлекает внимание неких Сил и наделённых могуществом людей, и примерно две трети романа Алиедора будет лишь марионеткой в их руках. Но многочисленные невзгоды и страдания (автор местами откровенно перебарщивает с неаппетитными подробностями и жестокостями) лишь закалят девушку, превратив её в живой клинок. Героиня намеренно выписана так, что порой вызывает у читателя не то чтобы открытую неприязнь, но некоторую, мягко говоря, недоумённую оторопь.
Роман получился до крайности мрачным и кровавым. В последней его трети, где героиня вырывается из очередных пут, ей, давно отринувшей девичью наивность, предстоит стать гончей Некрополиса — одного из самых оригинальных государств в истории отечественного фэнтези. Алиедора окончательно превращается в полную противоположность Тёрна. Финальные метаморфозы девушки вышли у Перумова гораздо более захватывающими, чем первые её шаги по скользкой дорожке, да и о Райлеге мы в последних главах узнаем много неожиданных подробностей.
Разумеется, первые два тома «Семи зверей Райлега» не ограничиваются нравственным противостоянием двух главных героев. Во-первых, здесь немало других интересных персонажей — к примеру, в «Алиедоре» очень много внимания уделяется деверю главной героини, который из малосимпатичного самоуверенного дворянчика превращается в настоящего мужчину. Во-вторых, никуда не делась и извечная тема спасения мира от грозящих ему напастей.
Райлег совершенно не похож на прочие фэнтезийные вселенные: своеобразно здесь буквально всё, начиная с рас и особенностей магии и заканчивая технологиями с элементами паропанка и социальным устройством некоторых местных государств. Если в первом томе трилогии события разворачивались где-то на задворках мира, то «Алиедора» переносит нас в центр наиболее обжитых людьми Райлега территорий. Как следствие, в этом романе события принимают гораздо больший размах: перед нами разворачивается полотно масштабного конфликта между несколькими могущественными державами. Особенно любопытно, что каждая из них исповедует различную военную доктрину: Навсинай использует в роли воинов гигантских големов, Некрополис делает ставку на армии зомби, Меодор и Долье вынуждены полагаться лишь на человеческую храбрость и силу. Прибавьте к этому пару-тройку неизвестных факторов во главе со всё той же Алиедорой, и можете быть уверены — на недостаток масштабных и оригинальных батальных сцен жаловаться не придётся.
Итог: не самое сильное произведение мэтра, которое, однако, наглядно демонстрирует широту спектра его таланта. Пусть в тёмном фэнтези Перумов не так силён, как в эпическом, но искренность и страстность, с которой он продолжает посредством развлекательного жанра искать ответы на вечные вопросы, искупает некоторые шероховатости текста и сюжета.
В стол или в новый формат? Работая над «Алиедорой», Ник успел написать ещё одно произведение — самопародию «Приключения Тикки», главы из которой писатель публиковал в закрытых записях своего онлайн-дневника. По словам Перумова, книга писалась исключительно для развлечения и недостойна публикации на бумаге. Однако заинтересованные лица уже предложили писателю адаптировать историю в формате комикса. Пока Ник думает, давать ли согласие на подобный эксперимент.
Цитаты
«Когда смотришь Смерти в глаза, главное — не сомневаться в том, что Она не сделает тебе ничего плохого. Что Её можно одолеть знанием и опытом» (Латариус).
«Точно знаю, как не надо. Знаю, что когда силы есть, нельзя сидеть в дальнем углу. Иди к сородичам, иди к тем, кому плохо. Боль утишать, недуг отгонять. Злобу других на себя брать и в себе гасить. А самое главное, самое главное, верить, что ты — не червь ничтожный и что душе твоей предназначено куда большее, чем вечное прозябание» (Тёрн).
«Мы стремимся, чтобы каждый земледелец, исправно платящий подати, имел не менее трёх прислужников-зомби. Мёртвые должны работать и приносить пользу. Лениться у нас никому не позволено, телесная смерть — не оправдание безделью!» (Латариус).
Стрелы, пули и ядра рвали ряды наступавших зомби, однако ни один, само собой, не дрогнул и не повернул назад. Копья ломались о броню големов, но, видать, и в их наконечниках крылась какая-то магия, то тут, то там на латах железных солдат Навсиная появлялся круг бледно-зеленоватого пламени, расползавшегося в стороны, так что оставалась большая, кулак пролезет, дыра.
Присутствуют
коммунизм с лицом зомби
пытки и насилие
метаморфозы героев
Отсутствуют
эльфы, хоббиты и гномы
древние магические артефакты
финал истории