Интервью с Панариным Сергеем
Сергей Панарин родился 9 марта 1976 года в г.Семипалатинске. Рязанец с
семнадцатилетним стажем. Закончил инженерно-экономический факультет
Рязанской радиотехнической академии. Женат. Писал шутки для команд КВН
"Эльдорадио", "Лица рязанской национальности", вел юмористический
раздел и был стиль-редактором в рязанской "Молодой газете", вёл
юмористическую рубрику в газете "Телесемь". Сейчас – экономист в фирме,
работающей на рынке нефтепродуктов. С 2005 года в издательстве "Крылов"
выходят книги С.Панарина в жанре юмористической фэнтези.
Лицо рязанской национальности
С чего началось Ваше творчество? В каких жанрах работаете?
«Творчество» — слишком громкое слово. Я сочиняю иронические
сказки-фэнтези («Волшебная самоволка», «Очарованный дембель») и детские
сказки (дилогия «Тамбовский квартет»). Слово «творчество»
непропорционально пафосно для описания работы в этих жанрах.
Начинал давно... Были стишки в школе и институте, КВН, для которого
писались шутки и сценарии, были просто рассказы и миниатюры.
Юмористические и фантастические. Но всё началось с чтения хорошей
фантастики «от классиков жанра».
Как всегда, сначала сочинялись короткие штучки, потом случилось
несколько подходов к более крупной форме. Одна из таких попыток
увенчалась издательским успехом: в 2005 издательство «Крылов» заметило
выложенную в интернете трэш-пародию «Харри Проглоттер и волшебная
шаурматрица» и приобрело права на издание. С тех пор много и
плодотворно сотрудничаем, за что издательству моё крепкое спасибо.
Жанp фэнтези/фантастика – литеpатуpа сеpьезная или pазвлекательная?
Серьёзная литература — это справочники, словари, энциклопедии,
учебники, своды законов, а также религиозные и научные труды. Остальное
обязательно содержит элемент развлечения.
Является ли роман Достоевского «Идиот» аттракционом? Как ни странно,
да! Но это суровый, нравственный аттракцион. Это чтение заставляет
думать, сострадать, но это тоже развлечение. Умное и воспитывающее дух.
Так что, при досужих рассуждениях о художественной литературе речь надо вести о степени лёгкости развлечения, наверное.
В жанрах фэнтези и фантастика есть образчики как совершенно лёгкого
чтива, так и произведения с глубоким философским и нравственным
подтекстом. Степень «замороченности» зависит от авторских целей, от
проблем, которые ставятся в книге.
Конечно, в этих жанрах накоплена масса лёгких произведений для весёлого
и занимательного отдыха, отчего принято считать фантастику
«развлекательной» литературой. Но ведь и реализм весьма неровен.
Что важнее – внешнее или внутреннее: интрига сюжета или интрига характеров героев?
По-моему, вопрос не имеет практического смысла: что важнее — кожа или кровеносная система?
К каким источникам Вы чаще всего обращаетесь при работе над романами?
Мои источники: сказки, мифы, письменные исторические памятники,
справочная литература. Вот, те же труды Проппа, куда без него! При
написании трилогии «Волшебная самоволка» я читал сказки братьев Гримм в
разных переводах и адаптациях. Нашёл много интересного. В привычной
версии сказки о «Золушке» немецкий хеппи-энд несколько усечён: нет
рассказа о том, как мачеха резала пятки дочерям, чтобы налезла
туфелька, и отсутствует назидательное упоминание о том, что вороны
выклёвывают глаза мачехе и дочерям, когда те едут на свадьбу Золушки.
Немецкая сказка бывает очень жестокой. Впрочем, как и любая другая.
Ещё удобен интернет. Во всяком случае, к услугам автора здесь любой
словарь и любая классическая книга, которой может не оказаться на полке.
Много ли Вам дает интернет? Это помощь или помеха для писателя?
Во-первых, лично для меня интернет стал трамплином к «бумажным»
публикациям. И не только для меня. До сих пор существует моя страничка
в журнале «Самиздат» при библиотеке Максима Мошкова.
Кроме того, это очень удобный инструмент. Поиск, проверка информации,
доступ к трудам, которые не стоят в книжном магазине... Отличное
средство получить отклик. Ещё интернет помог мне познакомиться с
колоссальным числом интереснейших людей, со многими теперь дружим и
ездим друг к другу в гости. И это не обязательно литераторы.
Чем сетевая литература отличается от обычной? Считаете ли Вы, что
электронные книги со временем полностью вытеснят книги на бумажных
носителях?
Сетевая литература, естественно, отличается от обычной. Отсутствием
редактуры, к примеру. Отсутствием фильтров. Отсутствием царя в голове у
многих авторов. В сети есть множество текстов, которые не попадают в
издательские форматы и потому при всей своей интересности не попадают
на бумагу. К примеру, почти вся поэзия.
Возможно, со временем бумажная книга исчезнет как средство массового
тиражирования текста и иллюстраций, но полностью она не умрёт. Перейдёт
в разряд штучного престижного товара.
У вас есть любимая историческая эпоха: в которой Вы бы хотели очутиться и пожить или о которой хотели бы написать?
Моя любимая историческая эпоха ещё не наступила. И даже по самым
оптимистическим прогнозам, «в эту пору прекрасную жить не придется ни
мне, ни тебе».
Возможно, когда-нибудь я решусь написать о Великой Отечественной войне.
Ещё есть некоторое желание написать роман о двадцатых годах прошлого
столетья. Об этих периодах нашей истории необходимо писать, причём
честно, потому что в последние годы их превратили в какой-то фарс.
Как Вам кажется, Ваше творчество оказывает на читателей какое-то воздействие?
Есть многочисленные сигналы, что моё так называемое творчество
оказывает положительное воздействие на читателя: многие болезные
выздоравливают, меняют жизненные ориентиры, прозревают и уходят
проповедовать мир и непротивление...
Если серьёзно, то мне чаще говорят, что моё «развлекалово» не тупое, а
весёлое и остроумное, простите за распирающую меня скромность. Иногда
говорят прямо противоположное. На вкус и цвет, как говорится.
Как Вы реагируете на критику со стороны читателей?
Редкий читатель доживёт до середины критической сентенции... Если
критика по существу, то она мне пригождается. Если же человек говорит
что-то резкое («Бред!») и странное («Пиши о проблеме парникового
эффекта!»), то ему рекомендую заниматься не критикой, а собственным
текстописанием — не бредовым в его системе координат и на ту тему,
которая волнует его, а не меня.
Как Вы расцениваете свое творчество – как хобби или как работу? Чем заполняете свободное время, если таковое вообще случается?
Писать книгу — это всегда труд. Даже самую лёгкую и абстрагированную от
массивов специфического фактического материала. Но в то же время, мои
литературные опыты действительно являются хобби: я развлекаюсь, работая
над текстом. Если потеряется элемент удовольствия, интересного поиска и
увлечённости, то незамедлительно пострадает текст. Юмористическую
сказку нельзя выдавить из себя.
Кроме писательства в свободное время люблю ничего не делать. Но такого почти не бывает.
Какие книги читаете? Кто из современных писателей, наших и зарубежных, Вам нравятся? Какую книгу Вы бы назвали любимой?
Я читаю много, но хотелось бы больше. Из относительных новинок очень
понравился «Мародёр» Беркема аль Атоми. Пожалуй, это лучшая книга
последней пары лет (по моей версии).
Из фантастических постперестроечных книг однозначно нравятся «Посмотри
в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского и «Волкодав» Семёновой.
Правда, классика всё «забарывает». Достоевский недостижим. Его романы
занимают три первые строчки моего личного топ-листа. В прошлом году
«переоткрыл» для себя Андрея Платонова. «Чевенгур» и «Котлован». Язык
волшебен.
Перечислять можно километрами. Вот, поэзию тоже люблю. От «нашего всего» до Маяковского и ближе к нашим дням.
Расскажите, пожалуйста, о себе: кто Вы по профессии/образованию? Кем
мечтали стать в детстве? Как относятся близкие к Вашему творчеству?
Я окончил рязанскую радиотехническую академию и сейчас работаю
экономистом в одной фирме и директором в другой. Это всё кардинальным
образом не вяжется с моими детскими мечтами, в которых я побывал
шофёром, космонавтом и, как ни странно, писателем. Вот последнее дело,
кажется, выгорело.
Семья, а именно жена с дочкой, относятся к моему писательству
настороженно, но с пониманием: зато не пью водки и не предаюсь иным
составляющим кутежа. К счастью, дочери понравились мои детские
«Тамбовские квартеты», чем нельзя не похвастаться.
Ваш совет новичкам - как стать издаваемым писателем? Как Вы относитесь к славе?
Я не знаю методик, помогающих стать издаваемым писателем. Какие-то
советы есть в интернете, есть адреса издательств. Но сама по себе
задача «стать издаваемым» лежит несколько в стороне от «написать
действительно интересно». Главное, наверное, ответить себе на вопрос:
«Почему издатели захотят напечатать (а читатели — прочитать) именно эту
мою вещь?» Если есть непременное желание издаться, то можно
переформулировать вопрос: «Почему лично я купил бы этот роман, если бы
автором был не я? И сколько нас таких потенциальных покупателей?»
Эти вопросы ставят проблему автора с точки зрения мотивации «хочу
издаться». Лично мне важнее другая задача: «Хочу, чтобы при работе над
романом мне было интересно, а потом было бы интересно возможному
читателю».
А к славе никак не отношусь. На фоне, например, Пушкина у большинства
писателей, особенно у наших современников — славка, а не слава.
Смогли бы Вы написать книгу «под заказ» или свобода творчества прежде всего?
Каковы ваши конкретные предложения?
Если серьёзно, то написать — могу. Но категорически не хочу. Да и не
обо всём получится. Если тема не интересна, то и браться не стоит,
по-моему.
Телевидение – друг или враг книги? Приобретают или теряют книги от экранизации?
После экранизации книги находят более широкого читателя, потому что
кино и телевидение обращаются к более широкой аудитории, чем
практически любая книга. Хорошо, когда после показа сериала об Есенине
народ сметает с полок его стихи. То же было и с «Идиотом», и с
«Мастером и Маргаритой».
А что касается того, враг ли «ящик» книге или друг... Это просто другой
способ получения информации. Кстати, более экстенсивный. Сегодня, как и
сто лет назад, чтение является самым быстрым способом увеличить
количество знаний и переживаний. Если диктор начнёт говорить с той же
скоростью, с какой мы читаем, то информация просто не воспримется.
Если же говорить о книге или телепередаче как развлечении, то тут
каждый выбирает сам. Но чтение есть больший труд, чем просмотр фильма.
В кино за вас — зрителя — решили многие проблемы от внешнего вида
героев до акцентирования того или иного эпизода. Многим нравится
питаться готовой пищей, а в чтении всё-таки заложен элемент соавторства.
Если бы у Вас в руках оказалась волшебная палочка – какое желание Вы бы загадали?
Мир во всём мире и детям мороженое.
|