Интервью с Образцовой Натальей
Наталия Образцова, более известная широкому читателю как Симона Вилар,
– один из самых популярных авторов в жанре историко-приключенческого
романа. Ее произведения о Древней Руси, средневековой Англии и Франции
пользуются постоянным успехом у читателей.
Наталья Образцова и Симона Вилар - литературные псевдонимы писательницы
Натальи Гавриленко. По образованию автор – историк, книги под
псевдонимом «Симона Вилар» пишет с 1994 года.
В настоящее время в России и на Украине продано более полумиллиона экземпляров ее книг!
Я вольна поступать как господин Дюма
Говорят, чтобы грамотно писать исторические романы, требуется специальное образование.
В 1992 году я окончила исторический факультет Харьковского
университета. Историей я всегда интересовалась, учиться было легко и
интересно, однако как-то так вышло, что по окончании ВУЗа по
специальности «историк» я так и не работала. Тогда время было не то,
чтобы идти преподавать школу, все рушилось, каждый пробовал заниматься
чем-то своим – бизнесом, торговлей, частным предпринимательством. Вот
пробовала и я, даже довольно успешно.
Однако было неинтересно. Ведь мне всегда нравилось что-то творческое, я
мечтала быть балериной, художником, даже режиссером, одно время даже
подумывала поступить в Харьковский институт культуры. Но я ведь всегда
сочиняла, что-то писала украдкой. Ну а потом мои тайные мечты
претворились в действительность, и уже через два года после окончания
ВУЗа у меня вышел мой первый роман. С тех пор моя основная профессия –
писать. Без этого я уже не мыслю свою жизнь.
И с чего же началась ваша нынешняя профессия?
Творчество началось с желания сочинять. Остановить это было невозможно.
Любой фильм (мультфильм в детстве), понравившаяся книга, даже картина,
которая произвела впечатление, все это требовало стать чем-то большим,
более близким и глубоким. Так некогда из «Сказки о царе Салтане…»
рождалось продолжение, как Гвидон спасал похищенную кем-то там царевну
Лебедь, после просмотра «Ромео и Джульетты» Франко Дзефирелли я создала
в голове сюжет, в котором героям приходилось справляться с судьбой
дальше, а картина Васнецова «Царевна Несмеяна» вообще перерастала в
целый рой сказок. Я визуалист, для меня образы должны появиться извне,
тогда это даст толчок моей фантазии. Ну а серьезно писательской
деятельностью я стана заниматься, когда попала в Харьковское
издательства «Око». Редактор этого издательства (хороший друг моего
старшего брата, к которому брат привел смущающуюся меня едва ли не за
руку) прочитал мою рукопись (это был первый том будущей «Анны Невиль» —
«Обрученная с розой»), и сказал, что это вполне годится для
опубликования. Вот так, через Харьковское «Око» я попала в московское
«ЭКСМО». И «Обрученная с розой» там так хорошо разошлась, что я тут же
села писать продолжение книги. Ну и пошло-поехало. На этом пути у меня
были и взлеты и падения, но «дорогу осилит идущий». А я все время
двигаюсь.
На сегодняшний день у меня шестнадцать книг. Обычно это исторические
романы, есть и своеобразный сплав реальной истории с фэнтези, к тому же
мои книги можно назвать историко-приключенческими, даже женскими
историческими романами. Но это никак не любовные романы, в моих
повествованиях другая специфика, другой накал страстей, слишком много
героев-мужчин, которые думают не только о любви, но и о войне, карьере,
мести. Я это уточняю именно для того, чтобы дать понять — я не автор
сентиментального жанра. Я работаю над каждой исторической эпохой,
занимательность и динамичность для меня важнее долгих выяснений
отношений между героями. Ну а уж если кого-то мои сюжетные коллизии и
переживания довели до слез… Что ж, талант, как говорится, в землю не
зароешь. Выходит, я и это могу.
Близкие вас поддерживают?
Скажем так: мои близкие уже привыкли и поддерживают меня. Дочка,
правда, считает, что писатель — странная профессия, но она в том
возрасте максималистов (18 лет), когда не так все, с чем она не
согласна. А вот муж, который сам много читает и любит литературу, часто
помогает мне, ищет материал, он мой первый читатель и судья. Даже если
порой мы с ним спорим.
Близкие не обидят, а к критике как относитесь?
Спокойно, если это не откровенное хамство. И с таким приходилось
сталкиваться. Но обычно критика даже интересна. Критика — это урок,
который надо усвоить, чтобы больше не ошибаться на том же. Ну а насчет
негативной оценки… У моих книг достаточно поклонников и почитателей,
чтобы спокойно относится к мнению тех, кому мое творчество не пришлось
по душе.
Как по-вашему, фэнтези — серьёзный жанр?
Здесь одно другое не исключает. Фэнтези—фантастика сочетает в себе как
легкость жанра, так, зачастую, и серьезные идеи. Фантастика известна
своим научным предвидением, затрагиванием многих злободневных проблем.
Фантастика бывает действительно познавательной. Однако все же все
решает уровень текста: если текст хорошо написан, если проблематика
серьезная – это уже литература. Вспомните того же Свифта с его
Гулливером: это по сути фантастика – но и всемирно признанная классика.
В исторических романах чаще всего описываются реальные герои. Так ли это необходимо?
Пожалуй, мне даже неинтересно было бы писать исторический роман, не
обращаясь к реально жившим некогда людям. Поэтому у меня исторические
персонажи всегда действуют наравне с вымышленными. Причем реальные люди
у меня могут выступать как главными героями, так и второстепенными.
Например, реальным персонажем из истории является главный герой моего
романа «Замок тайн» Карл Стюарт, или одним из второстепенных выведен
коварный Гуго Бигод или Стефан Блуа в романе «Мой любимый крестоносец».
Но с реальными героями несколько сложнее, так как о них у разных
любителей истории или даже профессионалов есть определенное мнение, они
часто не совпадают с той или иной трактовкой подачи его образа, как
героя романа. Однако, тут я вольна поступать как господин Дюма: вешать
сюжет своей картины на Историю, как на гвоздь. Другое дело, чтобы
заинтересовать временем, эпохой, реально жившими некогда людьми. Снобы
могут соглашаться или нет, главное, чтобы у читателей возник интерес,
чтобы они что-то вынесли из книги, чтобы сами захотели разобраться в
том или ином периоде, сопоставляли, сравнивали.
Кстати, какими источниками пользуетесь при работе?
О, это целый процесс подготовки к роману! Прежде всего, изучается
эпоха, а это и исторические документы (они основа), и монографии по той
или иной теме, это и художественная литература, и публицистическая,
которая предварительно покупается, собирается, а потом тщательно
изучается. Сюда же можно отнести и фильмы – художественные и
документальные. Все-таки для меня увидеть – это почти прочувствовать,
побывать там, где будет происходить действие. Ну и, конечно, статьи и
обсуждения из Интернета. Не так давно открыла для себя этот метод
подготовки, но пользуюсь им вовсю.
Т.е. интернет для Вас весьма полезный инструмент?
В последнее время это действительно важный источник информации. Причем
очень облегчающий работу. Раньше мне приходилось ездить из Харькова в
Москву, чтобы поработать в исторической библиотеке и найти нужные
материалы. А сейчас достаточно посидеть пару вечеров Интернете, чтобы
сложить в собственную библиотечку статьи и книги, рефераты или просто
сведения, какие можно получить просто из обсуждений на форумах.
Сетевая литература сейчас включает в себя и художественную литературу,
ибо все бумажные издания, если они хоть сколько-нибудь заслуживают
внимания, рано или поздно появляются в сети. Но есть и чисто сетевая
литература, та, что никогда не знала бумаги и переплетов, и у нее есть
своя специфика. В первую очередь, легкость и бесплатность «издания».
Как следствие – огромное количество откровенного мусора и как
дальнейшее следствие, огромное количество читателе-часов, потраченных
на бездарную чепуху. Еще проблема – небезопасность сетевой литературы.
Неограниченная никакой цензурой, она может обидеть, унизить,
развратить, дать опасную информацию. Я не сторонница цензуры в
литературе, но представьте себе творчество человека больного на всю
голову национализмом с призывами типа «бей жидов» (или москалей, или
еще кого-нибудь), или книги полезных советов «как собрать взрывное
устройство из компонентов, купленных в магазине хозтоваров», …взломать
сигнализацию, … написать вирус и т.д. Это минусы «сетературы». Есть и
плюсы: легкий старт для начинающих авторов, интерактивность сетевой
литературы, возможность общаться с читателями по ходу написания
текстов, порой комментарии читателей к тексту могут быть интереснее
самого текста.
А вот насчет электронных книг… Лично я не сильно люблю читать с
монитора, но ведь уже есть целое поколение читателей, которые читают
даже в транспорте с дисплея мобильника. С одной стороны – это на
любителя. Но, похоже, что книги в электронном формате и аудиокниги
вскоре и в самом деле потеснят бумажные книги, как в свое время
фолианты заменили рукописи в свитках.
У вас как у профессионального историка должна быть любимая историческая эпоха...
Пожить бы хотелось в XIX веке. Самое спокойное, благородное и
цивилизованное время в истории человечества. Время прекрасных манер,
нравственности, и, одновременно, технических и медицинских достижений.
Может, XX век и получился таким бурным и сумасшедшим из-за того, что
предшествующее столетия было столь идеальным.
Но это о том, «где пожить». А наиболее яркой и привлекательной я считаю
все же время высокого Средневековья, а точнее яркий и полный
неординарных личностей XII век в Западной Европе. По специальности я
вообще историк-медиевист, еще и западник, так что эта эпоха куртуазии,
турниров и крестовых походов мне нравится больше всего.
И – ах! – какой же великолепный роман у меня задуман о том времени!..
Вот соберусь с духом – и вперед!
И всё-таки литература, точнее её создание, для вас хобби или работа?
Конечно, творчество для меня — это работа. Хобби это было раньше, когда
я писала в стол. Сейчас же это труд. Постоянный, часто даже изнуряющий,
но любимый. Я убеждена, что талант — это способность плюс трудолюбие.
Поэтому нельзя не подпитывать способности трудом, нельзя просто ждать
музу, надо садиться и пахать. А муза прилетит уже на зов, незаметно, но
обязательно. Она приманивается трудом.
А как себя восстанавливаете после «книжной пахоты»?
Отдыхаю я чаще активно: беру рюкзак и уезжаю в горы, на реку, просто в
другой город. Нужна смена обстановки, общение, положительные яркие
эмоции. Однако, бывают и редкие минуты полного упадка сил,
вымотанности, опустошенности: тогда просто лежу на диване, смотрю
телевизор, ем конфеты и кидаю бумажки на пол. Полная расслабленность.
Но она так не восполняет, как общение с друзьями и природа.
Чудеса в Вашей жизни случались?
Чудо в реальной жизни, это когда святая вода по восемь лет не тухнет.
Самым же необычным в моей жизни я могу считать только свою профессию.
Ведь некогда никто не верил, как может девочка из
инженерно-преподавательской семьи вдруг стать литератором. Так меня и
учили: не пошла в литературный – не трать даром время на всякие
сказочки. И то, что я все же настояла на своем и сделала карьеру
писательницы – моя радость, гордость и… чудо. А неосуществленная мечта…
В глобальных размерах и нет ее. Есть всякие личные: поездить по миру,
родить ребенка, узнать, что по моей книге будет экранизация…
Очень хочется, чтобы сняли кино?
Насчет экранизаций – думаю, что это очень удачно для книги. Ведь обычно
после просмотра фильмов (которые и доступнее, и легче воспринимаются, и
часто просто прекрасное зрелище – можно сказать, реклама) спрос на
книгу возрастает. К тому же довольно интересно сравнивать текст с его
изображением, сопоставлять. Кино – это большая иллюстрация к тексту.
Снимут кино, увидите мир, родите ребёнка, а дальше что пожелаете?
Пусть все остается как есть. Ибо своей судьбой и карьерой довольна – чего желаю и всем своим читателям.
|