Москвичка Елизавета Дворецкая (друзья, знакомые, коллеги зовут ее
необычно — Завета) тягу к сочинительству почувствовала еще в
подростковом возрасте. Правда, не смотря на увлечение историей,
славянской и скандинавской мифологией, поступила не на истфак или в
литературный институт, а на филологический факультет педагогического и
два года преподавала в обычной школе. Но детское увлечение все же
оказалось сильнее, и в середине 90-х годов прошлого столетия вышли в
свет ее первые исторические романы. Сегодня она — автор уже более
полутора десятков исторических, фантастических и
историко-фантастических романов, отмечена многими литературными
премиями.
Прошлое кроется… впереди
Елизавета,
вы написали множество книг о Древней Руси и Древней Скандинавии. Чем
вас привлекает именно эпоха раннего средневековья?
Этому есть
несколько причин. Над началом русской истории черным облаком нависли
лубочно-хрестоматийные стереотипы: «дикие славяне», призвание варягов,
Владимир Красно Солнышко, «тьма язычества», которую сменил «свет
христианства». Докопаться до правды очень нелегко — почти нет других
материалов, кроме этих же легенд. Но докапываться нужно, ведь мы с вами
и сейчас живем в государстве, основные принципы которого складывались
именно тогда, выросли на обломках родового строя, при котором никакое
государство человеку было вообще не нужно. Как была устроена жизнь, во
что на самом деле верили в ту, догосударственную эпоху, каким был
человек и его система ценностей — все это чрезвычайно интересно.
Особенно когда человек этот — наш прямой предок. Ни для кого не секрет,
что древности Греции мы знаем гораздо лучше собственных. Но «белое
пятно» в наших знаниях ведь вовсе не означает пустого места на самом
деле.
Если вас так манит история, зачем же вы обратились к фантастике. Что это – дань моде?
Нет, это не дань моде, а прямое следствие специфики материала, как ни
странно. Казалось бы, что может быть реалистичнее исторического романа
и где еще так важно точное следование правде жизни — но все оказывается
не так просто, когда речь идет о столь отдаленной эпохе, практически не
оставившей письменных свидетельств. Археология может изучить устройство
печей или оборонительных валов, но для художественной стороны
произведения это почти ничего не дает. Для писателя наиболее важна
духовная культура народа, а о духовной культуре бесписьменных эпох
судить очень трудно. Для ее воссоздания используются данные о языческом
мировоззрении славян, собранные в разных странах и в разные эпохи, но
нет никаких гарантий, что созданная нами картина окажется хоть
сколько-то верна.
Общая картина древней жизни в любом случае
будет фантастичной, а значит, даже писатель, стоящий на самых
реалистических позициях, поневоле напишет по большей части
фантастическую книгу. И тогда следующий естественный шаг — расширить
границы реальности до тех, в каких ее видели сами наши предки. Но не
надо навязывать им наши взгляды, надо попытаться понять их. В этом
отношении именно фантастический роман будет историческим в полном
смысле.
Вас называют одним из наиболее ярких представителей «славянского фэнтези». Что это такое, в чем его особенности?
Чтобы написать славянское фэнтези, недостаточно нарядить героя в
кафтан, подобрать ему звучное славянское имя и врагов из области
славянского фольклора. Славянское фэнтези должно отражать именно те
представления о мире, которые были свойственны древним славянам,
передать их мировоззрение и типичные конфликты именно их истории.
Мировоззрение народа отражается во всем — в его сказках, обычаях,
обрядах, даже в узорах на одежде. Иногда в каком-то обычае заключен
сюжет для целого романа, и важно увидеть его именно там, а не наряжать
в кафтан универсального Конона и не посылать его в тысячу первый раз
спасать мир от Властелина Черных Кактусов. Очень важно подобрать
детали, использовать возможности, которые предоставляет археология,
этнография, опыт современной исторической реконструкции, но и не забыть
о том, что люди всегда люди, как сейчас, так и тысячу лет назад. И
тогда они прежде всего просто жили обычной повседневной жизнью — безо
всяких «гой еси» или «иду на вы!»
Но чем-то же древние люди отличались от современных? Что, по-вашему, нам дала цивилизация и что отняла?
Цивилизация, прежде всего, дала человеку продолжительность жизни,
увеличенную по сравнению с 10-м веком в два раза — вместо 35-40 лет мы
живем по 70-80. Но что касается уровня счастья, отпущенного нам на наш
век, то едва ли он сильно вырос, просто беды и радости стали другими.
Хазарских набегов больше нет, зато цены на квадратный метр жилья
сравнялись с прожиточным минимумом на год, в то время как в 10 веке
построить избу для себя и семьи мог каждый. Но это, в общем, частности.
Основное отличие в том, что раньше человек был частью рода, а
теперь стал сам по себе. В прежние времена вся семья была теснейшим
образом связана: совместным трудом, праздниками, неразделимыми
интересами, единой сферой жизни. Сейчас же даже ближайшие родственники
кажутся друг другу чужими, потому что у каждого из них своя отдельная
работа, свои друзья, интересы. При таком разделении голос крови для
многих становится совсем не слышен. Цивилизация и государственное
устройство дали нам свободу выбирать свой образ жизни, но оставили в
одиночестве. Трудно сказать, лучше мы живем или хуже. Я в своих книгах
стараюсь хотя бы дать представление о том, как люди жили прежде, к чему
стремились и во что верили.
Вы говорите о довольно сложных вещах. А ведь многие считают фантастику развлекательным жанром.
Предмет всей мировой литературы — человек и его место в мире. Я
уверена, что хорошее фантастическое произведение может исследовать этот
предмет не хуже любых других родов, жанров и видов. Здесь все зависит
от писателя и его подхода к делу. Сама фантастика как метод дает
писателю возможность поднимать самые сложные и глубокие вопросы бытия,
и многие фантасты этой возможностью пользуются. Любители фантастики
хорошо об этом знают, а тот, кто морщится и говорит «я такое не читаю»
- он и в самом деле не читает, а потому и не знает того, о чем судит.
Относительно научной фантастики с этим нетрудно согласиться, но ведь фэнтези — это всего лишь сказка?
Зато оно не устаревает так быстро, как научная фантастика, ведь научные
открытия, о которых она повествовала, довольно быстро утрачивают
актуальность. Фэнтези не сказка, но опирается на миф и сказку, а они
бессмертны, ведь сказка рождается заново вместе с каждым ребенком. А
если серьезно, то я вообще не согласна с тем, что фэнтези менее
«научно», чем привычные старшему поколения повести о научных открытиях
и покорении космоса. Кроме сказок, фэнтези опирается на серьезные
науки, только скорее гуманитарные, чем точные: историю,
литературоведение, мифологию, философию, этнографию, археологию… При
надлежащем подходе писатель может и при помощи фэнтези сообщить
читателю не меньше научных сведений и побудить к размышлению не хуже,
чем самый солидный «научный фантаст».
Мы не случайно
вспомнили о сказках. Не секрет, что фэнтези читает в основном молодежь,
да и начинающий писатель заметно помолодел — немало книг выходит у
19-20-летних авторов. Какой, по-вашему, возраст наиболее плодотворен
для пишущего?
Помните фразу: ах, если бы молодость знала, если
бы старость могла? У молодых писателей есть энергия и пыл, а зрелый
писатель обладает опытом, как житейским, так и творческим. Герои
молодых писателей зачастую слишком похожи на своих авторов, а их книги
— на компьютерные игры: в них есть яркость красок и динамика сюжета, но
нет мысли и глубины. Но безусловно хорошо то, что в наше время даже
молодые авторы имеют возможность прорваться к читателю и заявить о
себе.
У ваших героев бывают прототипы?
Да, я
довольно часто использую черты внешности, характера, привычки, взгляды
реально существующих людей. Самое любопытное, что образы четырех
троллей (из разных книг) я списала с реальных людей, в точности
воспроизвела их внешность, ничего не изменив и не приукрасив! Иной раз
стоит позаимствовать целую историю семьи в двух-трех поколениях, и
бывает очень интересно перелагать современный материал на реалии
древней эпохи. Это все равно что увидеть этих людей или эту семью
такими, какими они были бы, живи они тысячу лет назад.
Как
вы оцениваете то, что фантастика завоевывает все больше позиций в
выборе современного читателя? В чем причины этой возрастающей
популярности?
Причины популярности фантастики, конечно, не в
том, что «народ отучился читать серьезную литературу». Изменился сам
взгляд человека на мир. Отдав дань материализму и поняв, что
технический прогресс еще не означает гармонии и всеобщего счастья,
человечество снова обращается к опыту предков, которые видели в
реальности много разных сторон, а не только ту, которую можно потрогать
руками или измерить приборами. И эта тенденция проявляется не только в
фантастике как таковой. Немало случаев, когда известные авторы
детективов или беллетристических произведений делают те или иные
сверхъестественные явления основой сюжета — например, Полина Дашкова,
Татьяна Устинова или Наталья Нестерова, которых никто не причисляет к
фантастам.
Фантастика расширяет взгляд на мир, и ее успех можно
только приветствовать. Ведь любая односторонность ограничивает и
обедняет нас. Упование на технический прогресс уже привело к тому, что
сама наша планета в любой момент может погибнуть от наших же рук. Может
быть, пришло время вспомнить опыт предков, которые не отделяли себя от
природы и удовлетворяли все свои потребности, не разоряя и не уродуя
ее? А наши предки нас удивят еще не раз. В последнее время ведется
много исследований, открывающих поразительные вещи: например,
установлено, что пару тысяч лет назад люди прекрасно знали о
существовании силовых линий на поверхности земли, умели их обнаруживать
и использовать в своих целях, а мы заново открыли их совсем недавно. И
подумаешь иной раз, где же это так называемое прошлое, позади или
впереди?
А фантастика — именно тот метод, который позволяет
показать историческую действительность с разных сторон, отразить ее
неоднозначность. Главное, к чему я стремлюсь — рассмотреть жизнь наших
предков во всей ее полноте, с наибольшей достоверностью и без лишнего
пафоса. Сама жизнь порой настолько фантастична, что только фантастика
способна выразить все ее богатство. О какой бы эпохе ни шла речь.