Четверг, 05 Дек 2024, 10:12 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7337
Результаты

Начало » Статьи » Интервью с писателями

Громов Алекс. Персоны&Темы. Ярослав Коваль
Громов Алекс. Персоны&Темы. Ярослав Коваль


Летописец технофэнтезийных реальностей, помимо прочих замечательных романов создавший и "Магию госбезопасности", включенную в авторский тематический том "Техномагия". Подобного "техномагического" описания Санкт-Петербурга и его окрестностей вы не найдете…

Интервью

1. "Техномаги относятся к числу немногих чародеев, которые считают, что лучших результатов можно добиться, соединив магию и технику… Другими словами, они разрабатывают всевозможные магические системы на базе технических средств… Хотя этот раздел магии, скажем так, не самый популярный". Ваш огромный (1070 страниц!) сборник называется "Техномагия". Когда, по-вашему, эта магия станет популярной (в литературе и в реальности) и с чем это будет связано?

Насколько я могу себе представить, магия в реальности лишь настолько сможет стать популярной, насколько ей позволит реальность. Что же касается техномагии в литературе, то в этой сфере её популярность будет, как мне кажется, только расти. И это вполне закономерно. Присутствие в тексте всем знакомых и привычных предметов, переосмысление их роли в описываемых условиях даёт возможность хотя бы на время чтения поверить в реальность того, о чём идёт речь. Если чудесного нет в реальной жизни, пусть оно присутствует в моделируемом мире художественных произведений, кино, компьютерных игр – в пространстве, которое для многих лишь чуть менее "реально". И то, и другое, и третье, в конце концов, нужно именно для того, чтоб пожить совсем другой жизнью, чем та, которой живёшь обычно. Набраться каких-то новых впечатлений. Себя как-то по-другому в мире ощутить.

2. Чем, по-вашему, магия отличается от еще не открытого закона природы? Когда вы пишете об амулетах и техприспособлениях, то вы заранее изучаете их свойства? И насколько для вас важна при этом "правдивость"? Иначе говоря – достоверность для читателей?

Ничем не отличается. Предположительно, в мире существует ещё множество законов, которым лишь предстоит быть открытыми. Или не предстоит.
Некогда, лет эдак двадцать назад, один преподаватель художественной школы сказал своим ученикам очень ёмкую фразу: "Художники – отчаянные лгуны, но врать надо так, чтоб поверили". Позднее мне пришлось согласиться, что данное утверждение может быть отнесено к любой сфере творчества. Правда, для сферы фэнтези не очень-то подходит категория "правдивости". Вместо этого используется очень хороший термин: "веристичность". Любое художественное произведение должно быть веристичным. Иначе оно не будет воспринято.

3. Насколько петербуржец Илья или Кайндел "автобиографичны"? Кто-нибудь из ваших друзей или близких является прототипом персонажей ваших романов?

Нисколько не автобиографичны. С моей героиней Кайндел мы до определённой степени схожи мировоззрением, отношением к жизни, может быть, восприятием исторической перспективы. Но не более того. Для того, чтоб более или менее "веристично" написать образ Ильи, мне пришлось прибегнуть к помощи виртуального четырнадцатилетнего приятеля. Мы так и знакомы с ним – исключительно по переписке в интернете. А у многих второстепенных героев, разумеется, есть прототипы. Например, у Алана-Пепла. И потрясение, описанное в воспоминаниях Кайндел (от того, что, оказывается, добра в мире немногим меньше, чем зла), было моим потрясением в сходной, сложной для меня ситуации. Когда прототип Алана помог мне. Просто так. Потому, что это было ему несложно.

4. "В Бургском переулке адепты Круга – не будь дураки – заняли здание Санкт-Петербургской инженерной академии, не так давно отреставрированное. Да и вообще оно выглядело превосходно". Каким образом география созданного вами мира "стыкуется" с тем, что существует "здесь и сейчас"?

Я очень люблю центр Петербурга – не весь, но те его районы, с которыми у меня связаны особые воспоминания. Люблю там гулять, люблю литературную историю петербургских домов и улиц. И, прежде чем описывать те или иные городские события в собственном тексте, обычно прохожу намеченным маршрутом. Набираюсь впечатлений. Какие-то из них потом мне пригодятся в работе, какие-то "пройдут вхолостую".

5. "Следующий серьезный налёт слегка встряхнул его, но за отражением серии мощнейших ударов он наблюдал намного спокойнее. Третий почти прошёл мимо сознания. Отложилось в памяти только, как гудел воздух над куполом замковой защиты, когда его прошили линии энергий, призванных укрепить щит и выправить повреждения…" Эффективно, но внешне больше похоже на обычную бомбардировку или артобстрел, чем магический штурм замка. Должен же быть у технофантастики свой сказочный антураж?

Разумеется, похоже. Но даже в том случае, если бы мои фантазии на эту тему отличались от описанного, нельзя забывать и о таком моменте, как "читательское ожидание". Если в тексте слишком далеко отклониться от вектора, намеченного в сознании потенциального читателя, останешься непонятым. А в произведении массовой литературы автор не может себе этого позволить. Когда киноиндустрия или последующий технический прогресс привнесёт в тему "штурм, налёт, нападение", новые впечатления и ожидания, тогда… тогда и посмотрим.

6. Используете ли вы в повседневной жизни высокие технологии – навигационные приборы, компьютеры, телефоны? Не опасаясь при этом, что они уже являются потенциальными техноамулетами?

Использую, разумеется. Куда ж без них. Бояться мне нечего, с компьютерами я далеко не на "вы". Справлюсь как-нибудь.

7. Как вы считаете, возможно ли появление в нашем мире новой профессии – техноэкзорцист?

Подозреваю, люди этой профессии уже есть. Только называются по-другому. Может, системные администраторы?

8. "…метро действует, однако работает теперь не как пассажирский, а как грузовой транспорт и ходит даже не по расписанию, а "по договоренности и по возможности"… в штате имелись маги, без которых поддерживать состояние туннелей, не конечно, не удалось бы…". Вот и маги в "метро" пригодились?

Они везде пригодятся. Почему бы и нет?

9. Вы хотели бы прожить 300 лет? Чтобы наяву увидеть расцвет техномагии?

Сложно сказать, хочется или нет. Можно без труда придумать, чем заняться и на протяжении двухсот, и на протяжении трёхсот лет. Но если б даже и возникло такое желание, то отнюдь не затем, чтоб любоваться развитием науки и техники, а заодно и магии. Меня скорее интересует развитие человеческого общества, трансформации, которые происходят в нём потому, что изменяются, собственно, условия жизни. Очень интересно, к чему эти изменения в конечном итоге приведут. И чем всё закончится.

10. По вашей "Техномагии" можно снять неплохой приключенческий навороченный художественный фильм, не уступающий тем же "Дозорам". Есть все необходимое – динамичный сюжет, загадки и таинственные персонажи (даже иномиряне), и к тому же все происходит в матушке-России. Вы бы согласились в нем сыграть одну из ролей и какую?

Сцена и, как следствие, актёрская стезя не привлекла меня и тогда, когда была вполне себе доступна. Не моё. Не было желания отказаться от всего в этой жизни ради сцены. Но если б вдруг съёмки или игра на сцене ограничились бы тридцатью-сорока процентами моей жизни, а не всею, можно было бы попробовать. Причём почти любого персонажа. Я их всех люблю.

11. Какая книга произвела на вас самое большее впечатление?

"Властелин колец" Толкина. Это был переломный момент в моей жизни. Была эпоха "до прочтения" и "после прочтения" – с совершенно иным мироотношением и пониманием своего места в пространстве и обществе. Разумеется, потом появлялись и другие произведения, ошеломлявшие меня, затягивавшие, надолго захватывавшие в границы своего образного ряда. Но "Властелин колец" оставался вне конкуренции, конечно.

12. Какой, по-вашему, будет фантастика второго десятилетия XXI века?

Экспериментальной. То, что авторы ищут новые пути, норовят протоптать свои тропки через целину, особенно если речь идёт о сравнительно молодом жанре – это закономерно и правильно. Как мне кажется, сейчас жанр уже вполне созрел для целой череды новых открытий. Очень любопытно будет узнать, какие это будут открытия.

13. Чему будет посвящен ваш следующий роман и когда он выйдет?

Первый роман следующей серии уже давно в издательстве. Сейчас идёт к завершению второй. В принципе, фабула не блещет оригинальностью. Главный герой – "попаданец". Из нашего мира в чужой. Мне интересно прослеживать процесс вживания героя в чужие традиции, чужие законы, чужое мировоззрение. А заодно пытаться себе представить "веристичные" переживания современного человека, оказавшегося в пространстве, где всё иное. И дело тут даже не столько в условиях жизни – к ним можно быстро привыкнуть, сколько в понимании места человека в обществе и самом смысле зависимости человека от общества. Интересно будет посмотреть, насколько мне это удастся.

Рецензии

Война за корону

Гражданская война может произойти в любом мире, но если она случилась там, где практикуют магию – то ждите всевозможных сюрпризов. Войска злобного узурпатора напали на школу, и пришлось преподавателям и ученикам вплотную столкнуться с чародейской боевой операцией… Мораль: если у школьника-чародея оказался в руках символ императорской власти, то скучно ни ему, ни товарищам не будет. Даже прилежное изучение алгебры, физики и химии (необходимое для освоения техномагических расчетов) не поможет ответить на вопрос – а будет ли жизнь после этой войны? А пока: "Дети мои, это всё-таки война. – Всеслав многозначительно потряс автоматом. – А не игра типа "Зарница", костюмированная магией".

Техномагия

Что случится, если в мир вернется настоящая магия? Когда-то энергетическая основа мира была основательно "сокрыта". Но потом была снята печать (причем находившаяся не где-нибудь, а в нашей Карелии), у многих людей появились чудо-способности и они стали их активно использовать. Начались войны чародеев и как следствие – анархия. Тогда один из магов (и по совместительству – полковник ФСБ) принялся жестко наводить порядок – при помощи магии…

У него появились последователи – так и возникла ОСН, Организация Специального Назначения. Но в ответ под руководством "злых волшебников" стали возникать Ордена и Гильдии. Но ОСН открыла путь в иные миры и внеземляне стали курсантами, будущими воинами - ведь они никогда не станут служить местным магическим Орденам.

У Организации есть не только тайные базы, но свои дома в Петербурге, где живут их сотрудники. И вот однажды возле своего дома молодой человек из Организации защитил от убийц молодую девушку, состоявшую когда-то в одном из Орденов. Но действительно ли она, обладающая уникальными способностями оператора информации, сможет помочь Организации в борьбе с несанкцироваными магами? Но это только начало приключений и встреч с неведомым, в том числе и из других миров. Борьба за власть (энергию, ресурсы) продолжается. Люди остаются людьми. Во всех смыслах. Кстати – успешно выживших персонажей оказались и те, занимался исторической реконструкцией. Тем боле, что они объединились, чтобы вместе выжить.

Цитаты

Война за корону

"Незнакомец, видимо, и в самом деле хорошо знал, как вести себя в бою, однако сейчас предпочёл грубый напор тонкостям мастерства. Должно быть, на искусность и изысканность он не рассчитывал именно потому, что понимал – для них всегда нужно лишнее время. Заставить противника играть по своим правилам, вынудить его только и делать, что отбивать атаки, - вот и добрая половина успеха. И первые секунды именно так всё и выглядело: чародей на виверне пускал в ход заклятье за заклятьем, каждый раз новые, а госпожа директор, не допуская их до оставшейся в целости части защиты, что-то такое с ними делала. Что именно – понять было невозможно, потому что следы их просто пропадали.

А потом боец занервничал. Илья сперва не понял, почему его виверн вдруг заметался, словно пытался выбраться из паутинной ловушки, стягивающейся над определенной точкой. Губы леди Уин Нуар слегка растянулись в усмешке. А потом воздух вокруг виверна вдруг забурлил магией…"

Техномагия

"Любой артефакт, изготовленный по принципу штамповки, то есть в массовых количествах одним и тем же способом, имеет свои характерные черты".

"В современных обстоятельствах пригодное к угону транспортное средство, не защищенное добрым десятком смертоносных заклятий… - большая редкость".

"Автомат трудно, почти невозможно зачаровать настолько, чтобы пули пробивали хорошую магическую защиту. А вот холодное оружие как основа и артефакт-"хранилище" боевых заклятий подходило прекрасно. Так что чародеи, у которых лучше всего получалось работать с материалами, вкладывать в металлы готовые магические структуры и заряжать их энергией, вместе с кузнецами потели над изготовлением мечей и кинжалов, а также разных экзотических вариантов оружия".

"Чародеи Круга, само собой, будут стремиться к тому, чтобы в новом мире обладающие магической мощью непременно были "равнее" прочих…"

"Я использовала иллюзии для того, чтобы помешать им напасть на меня. По возможности отвлечь. Как я понимаю, иллюзия нахлынувшей вводы оказалась слишком убедительной, и четверо из бойцов, поверив, захлебнулись…
Они поверили, что воды была. Сознание, которое было в этом уверено, в результате оказалось сильнее тела и убило его потому, что гибель ему показалось неизбежной…
Хорошая иллюзия – страшное оружие. Если под ногами у человека разверзается иллюзорная пропасть, он либо погибнет от разрыва сердца в процессе "падения", либо от черепно-мозговой травмы в самом конце. Или шею сломает".

Автор: Громов Алекс Дата публикации: 26.01.2011 Опубликовано: www.labirint.ru

Категория: Интервью с писателями | Добавил: Disciple (08 Фев 2011)
Просмотров: 1053 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)