Звёздный крейсер «Виктория» Выход на Западе первых романов цикла «Потерянный флот» вызвал у критиков прилив восторженного красноречия. Автора расхваливали на все лады, проводя сравнения с мастерами «классической» НФ. Действительно, Джек Кэмпбелл отказался от принципов «новой космооперы», вернувшись к старым, проверенным временем рецептам. Никаких сингулярностей, никаких вышедших на новую ступень развития постчеловеков, никаких ИскИнов. Вновь как две капли воды похожие на нас обычные люди, давно знакомые принципы перемещения кораблей в космосе (врата либо прыжки через подпространство), битвы огромных флотов и так далее.
Но восторг некоторых критиков совершенно непонятен, ведь Кэмпбелл в своих книгах ничего нового или оригинального не создал! В первых двух романах цикла отовсюду торчат уши источников вдохновения Джона Хемри (таково настоящее имя автора, Кэмпбелл — лишь «намекающий» на классика НФ псевдоним). Первый источник вдохновения писателя — цикл романов Дэвида Вебера о Виктории Харрингтон, откуда позаимствована атмосфера и манера описаний космических сражений. Второй — сверхпопулярный телесериал «Звёздный крейсер «Галактика», подаривший Кэмпбеллу идею писать тонюсенькие романы по принципу «одна серия — один сюжет». Сериал явно повлиял и на задуманные автором отношения между основными персонажами романов.
На первый взгляд сюжет прост, как дважды два. Демократический Альянс и тоталитарный донельзя Синдикат ведут войну уже не первое столетие. Один из флотов Альянса с помощью шпиона добыл ключ от гиперпространственных врат врага, но корабли Синдиката поймали противника в ловушку. В этот момент Альянсом случайно была найдена спасательная капсула с их главным героем, считавшимся погибшим сто лет назад. Воскрешенный из анабиоза легендарный воин Джон Гири принимает командование флотом и пытается вернуть его домой.
Из системы в систему, сражаясь с врагом и разбираясь с внутренними проблемами, Гири по прозвищу Блэк Джек претерпевает метаморфозу сам и старается изменить окружающих. Ведь за столетие беспрерывной войны успели поменяться не только принципы боевых действий, но и понятия о чести и воинском долге.
Кэмпбелл, используя техническую сторону фантастики «золотого века», выводит на первый план совершенно нетипичные для того периода проблемы межличностных отношений. Гири — не бесстрашный герой-вояка, способный на подвиги. Всё гораздо сложнее. Блэк Джек — это миф, легенда о том, кого никогда не было. Ему приписывают величайшие подвиги, его имя стало символом для всего Альянса. И тем хуже настоящему Джеку Гири, который на самом деле совсем иной — более человечный, более рациональный. Кэмпбеллу отлично удалось противопоставить подлинную личность и его образ в глазах общества.
Не менее серьёзны и другие вопросы. Для Гири честь и правила ведения войн — не пустой звук. Но за столетие отношения враждующих сторон настолько ухудшились, что между безжалостностью Синдиката и поведением войск Альянса разница почти стёрлась. И эту проблему новому командующему также придётся решать. А ведь ещё есть отношения военной и гражданской ветвей власти (еще один привет «Галактике»!), которым уделено немало внимания. И, естественно, дело не обошлось без любовной линии.
Хотя характеры большинства персонажей, не считая самого Блэк Джека, проработаны не слишком тщательно, раздражения это не вызывает. Романы чем дальше, тем больше затягивают, и постепенно внимание переключается с героев на захватывающую историю. Но и здесь не без ложки дёгтя.
Главную претензию к сюжету можно свести к фразе: «Долой сериалы!» И правда, как бы прекрасно ни был написан отдельный эпизод, каким бы увлекательным ни оказался очередной сюжетный изгиб, необходимость его логически завершать существенно всё портит. Там, где автору приходится ставить надпись «продолжение следует», по логике повествования не должно быть никаких мини-финалов. Но они есть, и что ещё хуже, для каждой следующей части приходится придумывать что-то новое вместо того, чтобы заявленное ранее довести до конца. Такой «телесериальный» подход в книгах выглядит не слишком приятно.
Итог: «Потерянный флот» не хватает звёзд с неба, но это качественно написанная военно-космическая фантастика. Если имена «Эсмей Суиза» и «Виктория Харрингтон» вам что-то говорят — обязательно прочтите Кэмпбелла. Ну а если нет, всё равно попробуйте: в наших краях по-настоящему добротные книги данного направления фантастики — неслыханная редкость.
Надолго потерянный Переведённые у нас романы «Потерянного флота» — лишь надводная часть айсберга. Джек Кэмпбелл выпустил ещё три тома: The Lost Fleet: Courageous («Отважный»), The Lost Fleet: Valiant («Храбрый»), The Lost Fleet: Relentless («Непреклонный»). На 2010 год запланирован выход романа, который вроде бы должен завершить серию, — The Lost Fleet: Victorious («Победоносный»). Кроме того, к циклу относится рассказ-приквел Grendel с описанием сражения, после которого родилась легенда о «Блэк Джеке» Гири.
Цитата
«Победив Синдикат однажды, смогу повторить это снова... Грамотный военачальник всегда придумает выход из положения, чего бы ему это ни стоило. Повторяю, мы ещё не повержены. И если у вас хватит глупости, чтобы нас атаковать, — что ж, пожалуйста, дерзайте. Но не удивляйтесь потом, как так получилось, что вы оказались на задворках галактики» (Джон «Блэк Джек» Гири).
Присутствуют
битвы в космосе
благородный герой
внутренний и внешний враг
Отсутствуют
зелёные человечки
разумные компьютеры
намёки на финал