Пятница, 24 Фев 2017, 1:58 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Какому жанру вы отдаете большее предпочтение:
Всего проголосовало - 22615
Результаты

Начало » Статьи » Интервью с писателями

Дмитрий Емец: “Я рано осознал опасность профессионализма”
Дмитрий Емец: “Я рано осознал опасность профессионализма”


Сегодня Дмитрий Емец — один из самых успешных современных российских авторов, развивающих традицию приключенческой и фантастической литературы для детей и подростков. Повесть «Дракончик Пыхалка» стала его ярким дебютом. Затем последовали повести «Приключения домовят», «Куклаваня и К», «Властелин Пыли», «В когтях каменного века», «Охотники за привидениями», «Город динозавров», «Сердце пирата», «Тайна Звёздного странника», циклы романов о похождениях Тани Гроттер (этот иронический парафраз «Гарри Поттера» перерос в итоге свою пародийную задачу, став самостоятельным и самодостаточным произведением) и Мефодия Буслаева, десятки других произведений. Дмитрий Емец славится своими афоризмами, которые с удовольствием цитирует интернет-аудитория; не можем удержаться и мы: «Тройка и четверка — оценки ничтожеств! Гении учатся или на двойки или на пятерки! Среднего не дано!» Итак, беседуем с писателем.

— Дмитрий, как Вы пришли в литературу? Когда и как Вы осознали, что хотите и можете писать книги?

— Я учился на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, затем в аспирантуре, защитил диссертацию, посвященную детской литературе конца XIX века. Осмысляя такие явления, как литература о детях и литература для детей, формулируя в процессе научной работы основные законы, по которым живет это искусство, почувствовал его «изнутри». Очень важной для меня стала мысль Чехова о том, что нет литературы детской и литературы взрослой, как нет взрослой и детской еды. Просто есть такая еда, которую детям давать нельзя. В процессе подготовки к защите голова буквально пухла от наукообразного языка, хотелось написать что-то для себя и совершенно иначе. Так появился «Дракончик Пыхалка». Работая над своей первой повестью, испытал удивительное чувство свободы, захотелось его продлить, писать много.

Работа над диссертацией, в которой я анализировал произведения Чехова, Куприна, помогла четко осознать опасность для детской литературы уменьшительных суффиксов, ложного пафоса, ложной интонации, стремящейся имитировать детский язык. Писатель не должен притворяться. Я понял, что должен рассказывать историю именно для себя, из этого ощущения родилось моё первое произведение.

— Как известно, Ваш дебют был успешен.

— Да, успешен. Однако я рано осознал опасность профессионализма. На мой взгляд, профессионализм убивает литературу. Достигнув определенного уровня ремесла, ты утрачиваешь способность писать с тем самым чувством удовольствия и свободы, о которых я говорил. Мне кажется, чтобы оставаться писателем для детей, нужно суметь сохранить детское сознание внутри себя.

— Что было Вашим любимым чтением в детстве?

— Я вырос на классических детских книжках: «Маугли» Киплинга, «Винни-Пух и все-все-все» Милна в переводе Бориса Заходера. Особенно нравилось в детстве читать и перечитывать книгу Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Любил книги Софьи Прокофьевой, по её повести «Приключения желтого чемоданчика» снят одноименный фильм.

— В 70 – 80-е годы одной из самых ярких фигур среди писателей для детей и подростков был Владислав Крапивин. Как Вы воспринимали его творчество в детстве?

— Отношение к Крапивину… Читал с удовольствием. После «Мальчика со шпагой» увлекся фехтованием, сам мастерил шпаги, потом бегали с друзьями по дворам и гаражам… Правда, никогда не мог понять тревоги, живущей в его произведениях.

— Какие черты и свойства литературы для детей и подростков Вы считаете главными?

— Детский писатель, в моем понимании, обращается к читателям до двенадцати лет. Если ты пишешь для более старшей аудитории, ты уже не детский писатель, потому что тогда главной темой становится ожидание взрослости. А ведь это относительная категория, такое состояние знают люди разных возрастов. Я исхожу из ощущения универсальности человека… Человек не должен никогда сдаваться, ему должно быть присуще стремление к новизне, неиссякаемое желание делать открытия, познавать новое. Такого героя я стремился показать в цикле о ШНыре, школе ныряльщиков. Уже написаны три книги из этого цикла, сейчас работаю над четвертой.

Когда я пишу, то всегда думаю, что от меня многое зависит. При этом очень важно создать героя, который не был бы однозначен. Мир сложен и человек в нем сложен. В мире есть немотивированное зло. Порой трудно провести четкую грань между добром и злом, хотя человек нуждается в таком разделении. Понятно, что твой герой не должен оказаться на стороне темных сил, но важно привести его к добру не примитивно, не просто декларируя торжество светлого начала. Правда добра должна прорасти в сюжете произведения. Я противник того, чтобы в литературе, обращенной к ребенку, подростку, изображать мир схематично ясным. Понять смысл добра можно только на фоне зла. Писатель, адресующийся к подростковой аудитории, не имеет права упрощать картину мира.

— Дмитрий, Ваша жизнь не может не удивлять. Вы успешный автор десятков книг, но при этом и отец семерых детей. Как удается совмещать родительский долг и творчество?

— Семейная жизнь, воспитание детей, действительно, требует много сил и времени. Однако большая семья совсем не мешает творчеству. Быт должен быть очень упорядочен, а творчество — это отдых. Обычно в день пишу по 2-3 часа. Работа над книгой дает возможность подняться над бытом.

— Что сегодня читает писатель Дмитрий Емец?

— Читаю сегодня «Жития святых», мемуарную литературу, автобиографические произведения. Главной читательской потребностью стало ощущение правды, подлинности изображаемой человеческой жизни. Чтобы корова давала хорошее молоко, ей нужно есть нормальную траву… так и мне, для того, чтобы писать, необходимо читать хорошую литературу.

— Какое произведение современной русской литературы Вы могли бы посоветовали прочитать подросткам?

— Книгу писателя Александра Торика «Димон». Мне это произведение очень нравится. Торик учился когда-то на постановочном факультете Школы-студии МХАТа, уверовал и стал священником. Повесть «Димон» рассказывает о путешествии школьника в загробный мир, где, чтобы спасти свою возлюбленную, он вынужден пройти через множество испытаний.

Хочу сказать, что всегда с интересом захожу на сайт «Новости литературы», он мне нравится. Читаю его у себя в твиттере. Желаю вам дальнейших успехов.

— Спасибо.

С Дмитрием Емцом беседовал Леонид Большухин
Категория: Интервью с писателями | Добавил: Disciple (13 Июн 2012) | Автор: Леонид Большухин
Просмотров: 1580 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту
Уважаемые посетители!

Наш проект является бесплатным, поэтому в основном все оплаты за сайт (дисковое пространство и т.д.) производятся из кармана администрации. Ввиду этого возможности заполнения сайта новым материалом весьма ограничены. Вы можете поспособствовать этому переведя любую сумму, которую считаете справедливой на один из электронных кошельков, приведенных ниже. Ваши деньги не пропадут даром, а пойдут лишь на улучшения сайта.

А сейчас в связи с некоторыми проблемами, по причине которых мы собираемся переехать на другой сервер, нам особенно нужна ваша помощь в накоплении средств на это.

Заранее спасибо!

Bitcoin

(Обменники: alfacashier, 24change)

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)