Демиу́рг (от греч. δήμος, «народ» и греч. ἔργον, «дело, ремесло, промысел» — буквально «мастер, ремесленник, творец») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон. значение: в христианском богословии: бог-творец; в гностицизме: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала; в деизме Демиург (Бог) создал мир и дал ему законы, но после этого в дела мира не вмешивается. Демиург (греч. dnmioyrgos, "ремесленник"; "мастер", "созидатель", букв. "творящий для народа"), мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путём изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника. В мифологии Демиургами часто являются такие персонажи, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции Демиурга шире непосредственно ремесленных. Так, бог-кузнец Гефест (в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела) делает щит, представляющий собой модель мировой жизни. Ильмаринен (бог воздуха и погоды в финской мифологии, брат Вейнемейнена; один из героев Калевалы) выковывает солнце и луну, египетский бог Хнум создает мир и людей на гончарном круге, индийский Вишвакарман, ваятель, плотник, кузнец, является Божественным творцом мира. Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более "идеальными" способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и т.п., как египетский Птах, создающий мир "языком и сердцем", или Яхве. Так, Хнум, создающий весь мир, уже очень близок богу-творцу, но остаётся Демиургом по способу творения. Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Демиург, изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т.д. (представления о Демиурге возникают параллельно или стадиально позднее). Практически в архаических мифологиях функции Демиурга и культурного героя (иногда с преобладанием какого-либо из этих аспектов) выполняются одним персонажем - племенным (тотемным) зооморфным, и позднее антропоморфным первопредком-прародителем (ср. создание людей Демиургом), который зачастую действует как трикстер или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. Постепенно, с усилением "космичности" этого персонажа (сопровождающимся иногда переселением его в один из других миров, большей частью на небо), эти функции дифференцируются. В литературе термин "Демиург" применяется также для обозначения мифологического персонажа, наделённого функциями созидания лишь космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру. Демиурги в философской фантастике С середины XX века демиурги (во множественном числе) становятся одной из сквозных фигур философско-юмористической фантастики. Первым их ввёл в этот контекст, вероятно, Станислав Лем, создав цикл романов-притч, в которых главными действующими лицами выступают инженеры-философы Трурль и Клапауций, основная деятельность которых проходит в попытках создать совершенный мир, население которого будет счастливо. Демиурги Лема - это типичные гностические демиурги, несовершенные, ссорящиеся и часто критикуемые своими творениями. Начиная с Трурля и Клапауция, стандартной в юмористической фантастике стала пара демиургов, различающихся по своей роли в творческом процессе (возможно, есть связь с более старыми фигурами Чёрного и Рыжего клоунов).