Ник Перумов. Родился в России, живет и работает в Америке. По специальности – ученый-биолог, по призванию – мастер фэнтези, лучший фантаст России и Европы в разные годы. Пишет про магов, волшебников и чудеса, но последняя книга «Млава Красная» очень серьезная – про войну, подвиги и судьбу России.
В апреле Ник, редкий гость, приехал, наконец, и в Санкт-Петербург.
После встречи и очереди интервью мне удалось задать Нику несколько вопросов: - Ник, почему когда-то, давным-давно, вы решили работать именно в жанре фэнтези?
Я, как и все советские дети, читал Волкова, и мне он очень нравился. Другой такой литературы у нас практически не было. Совершенно. И когда мне в руки попал «Хоббит», я его прочитал и понял, что это – мое. Это было настолько естественно, что после этой книги даже не было вопросов, каким языком писать, что писать и как писать. Это был тот язык, на котором я хочу говорить. Это мое. Как комплементарность (т.е. взаимодополнение). Вошло намертво. Никаких сомнений, что я буду писать, у меня не было.
- Последняя Ваша книга, «Млава красная», написана немного в другом жанре. Будете себя пробовать еще в каких-то других жанрах?
Конечно, буду. У меня есть планы чисто военного исторического романа, документального и военного сценария, есть план сугубо сказочных вещей для детей. Я знаю, что всех своих планов до конца жизни реализовать не успею. У меня осталось, скажем, 25 лет активной работы – напишу максимум 25 книг. Но планов много.
- А что Вас вдохновляет на новые сюжеты, новые книги?
Есть такая трудность… Я плохо себе представляю, что такое вдохновение. Когда мне хочется писать - я пишу, получая радость от этого. Нет такого, что «мне не хочется писать» или «мне скучно, неинтересно». Я работаю, когда мне интересно. Если мне неинтересно, я занимаюсь чем-то другим: провожу время с детьми, с женой что-то делаем вместе. Но я не насилую себя, не выжимаю. Может поэтому я не настолько богат, как другие писатели, более профессиональные.
- Когда человек пишет от сердца, это чувствуется… Я 20 лет уже нахожусь в топе не топе, но в числе востребованных российских авторов. Наверное, это все-таки потому, что я всегда писал искренне.
Quote
«Есть такая трудность… Я плохо себе представляю, что такое вдохновение»
- Современная жизнь находит отражение в Ваших произведениях?
Разумеется. Все что мы пишем – это реальность. И пусть у нас в книгах маги и драконы, но все равно в центре повествования – человек. И современные события, конечно, отражаются и преломляются в книгах. Это азбука писательства, алфавит и без этого невозможно ничего написать. Жизнь всегда богаче любого воображения. Современные события дают иногда и какие-то сюжетные толчки. А иногда просто ощущения, которые возникают в реальности, выливаются в произведение. - Из всех ваших написанных книг есть особенно любимая Вами?
Любимая книга всегда последняя. А лучшая книга – всегда ненаписанная. (Смеется.) Это стандартно для всех авторов. Вот у меня трое детей, и всех я люблю одинаково. Для меня совершенно немыслимо старшего, например, любить больше, чем младшего. Или младшего больше чем среднего. Так же и с книгами. Я не могу сказать, что какая-то из них любимая. Считается, правда, что вот «Гибель богов» у меня как-то лучше других. Я так не думаю, но зачем я буду спорить с читателем? У каждого свое мнение. А книги свои я все люблю одинаково. - Поговорим немного о Вашей последней книге. Почему вы решили работать вместе с Верой?
Мы с Верой давние друзья. Она очень талантливый писатель. Она отработала жанр русского исторического фэнтези, стала, можно сказать, основательницей этого жанра. И нам было очень интересно поработать вместе, высказаться по важным для нас вещам. Высказаться (заменить синонимом каким-то) не на злобу дня, «днем в газете - вечером в куплете», а таким универсальным языком.
- Тяжело было вместе писать одну книгу?
Нет, наоборот. Если было бы тяжело, мы бы, наверное, ее не написали. - А как вы ее писали? По главам, или по эпизодам? Как это происходило?
По эпизодам, они же главы. Делили эпизоды, кто что пишет, каких персонажей. Зачастую получалось так, что я, например, начинал писать персонажа (синоним), а Вера его заканчивала. Или наоборот: Вера начинала, а заканчивал я. Потом обменивались написанным, вычитывали, исправляли ошибки друг у друга. Причем работа проходила по большей части по скайпу: ведь Вера живет в Петербурге, а я в Америке.
Quote
«У нас существует такой стереотип, что все должны перед автором на цыпочках бегать. Я так не думаю»
- Много времени ушло на создание книги?
Нет, не очень много. Где-то полгода с перерывами. Так что книга родилась, не скажу легко, но естественно. Это было не «кесарево сечение», это были «естественные роды». - Ник, а как жена относится к Вашему творчеству? Как-то помогает Вам?
Жена не вмешивается в мое творчество. И я уважаю это ее право. У нас существует такой стереотип, что автор – такая важная персона, что все должны перед ним на цыпочках бегать. Я так не думаю. Жена сейчас директор лаборатории, и у нее хватает своих собственных проблем, вопросов и достижений. Мы с ней взаимно уважаем работу друг друга. К тому же она любит читать другие книги, реалистичные, где реальные люди преодолевают реальные проблемы. Например, любит читать биографии выдающихся людей. - У каждого из нас в голове свой мир. У Вас, например – это мир фантазии и чудес. И Вы впускаете в свой мир других людей – читателей. Люди начинают жить в Вашем мире. Чувствуете ли Вы ответственность за них?
У меня есть чувство ответственности, потому что я не могу их (читателей) внезапно бросить и написать об их героях совершенно противоположное тому, что было изначально. Есть некая логика характера, и ее нельзя нарушать. Герои естественно будут развиваться, но есть вещи, которые герои не сделают никогда. Они скорее умрут. И вот заставить героев сделать такие вещи – «для кайфа», «по приколу», - я никогда не смогу. Вот так вот я чувствую ответственность.
- Ник, в Ваших произведениях возможны магия и чудеса, а в жизни Вы ученый-биолог. А как Вы думаете, чудеса возможны в реальности?
Ну как… Возможность существования Бога ½: либо существует, либо нет. Точно так же и с чудесами. Нет достаточных данных, чтоб их отрицать, и нет данных, чтоб их подтвердить.
- А сами Вы к чему склоняетесь?
Я склоняюсь к тому, что за чудесами всегда стоит чье-то мужество, чья-то воля, чья-то храбрость, которые остались незамеченными другими. Беседовала: Мария Михайлова