Суббота, 20 Апр 2024, 7:14 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7291
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Бесы и черти
Бесы и черти


Рога и копыта

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
А. С. Пушкин, «Бесы» (1830)

Чур меня, чур! Теперь такое редко услышишь, правда? С прелюбодеяниями сегодня разбираются венерологи, с зелёными чертями — наркологи, а души продают на аукционе eBay. Что поделаешь — космический век... Шопенгауэр однажды сравнил религию со светлячком, которому для свечения нужна тьма. В наше время даже самые тёмные закоулки сознания освещены так ярко, что козлоподобным гуманоидам спрятаться попросту негде. Тёмные силы теперь бесформенны и абстрактны. Никаких котлов с серой и вил в бок. Неужели сказки про чертей скоро забудутся, и целый пласт европейской культуры исчезнет?

Когда-то поминание чёрта приравнивалось к матерному ругательству — чертыхались лишь пьяные матросы и уголовники. А в наше время перевод голливудского «Oh shit!» как «О, чёрт!» считается образцом лингвистической тактичности. «Мир фантастики» выступает против демобилизации дряхлой армии тьмы. Нет, мы не призываем вас поклоняться злу и рисовать пентаграммы «Гематогеном». Давайте просто вспомним, кого боялись — причём совершенно искренне — наши предки.

Тысяча чертей

Чёрт, бес, демон, нечистый, лукавый, искуситель... Этих мелких рогатых пакостников часто путают с Врагом №1 — Сатаной, Люцифером, Диаволом. Беспорядок в адской иерархии объясняется тем, что и народный фольклор, и даже авторитетные теологические труды часто описывали злых духов обобщённо, не уточняя, имеется ли в виду под «дьяволом» тот самый светоносный ангел, который затеял бунт против Бога, или падшие вслед за ним ангелы низшего разряда. Библия же говорит на этот счет вполне определённо: есть Дьявол, и есть его слуги — падшие ангелы.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

Мф.,25:41

С точки зрения истории мифов бесы (ангелы Дракона) — существа сравнительно молодые. Предполагается, что слово «бес» родственно глаголу «бояться». А больше всего церковь боится конкуренции, поэтому на должности менеджеров подземного офиса был проведён конкурс среди языческих персонажей. Бесами назначили греческих демонов, занимавших промежуточное положение между богами и людьми — бестелесных существ (по другим версиям это были души умерших людей), паривших во вселенском пространстве и дававших людям советы. Для большей наглядности христианские богословы дали им черты ни в чем не повинных фавнов (сатиров): рога, хвост, копыта, шерсть. Но никаких виноградных лоз или свирелей в руках.

Также в богословии термин «бес» употреблялся для обозначения языческих богов вообще («приносили мы жертвы бесам, а не Богу...», Втор, 32:17), а выражение «полуденный бес» употреблялось славянами по отношению к любой болезни или заразе на основании толкования той же Библии: «Не убоишься... заразы, опустошающей в полдень» (Пс., 91:6).


Это интересно

В церковнославянской традиции «злых» ангелов называют «аггелами».
В неканонической ветхозаветной книге Товита описывается рецепт изгнания Асмодея: нужно сжечь рыбье сердце и печень. Их дым отпугнёт демона.
Считалось, что инкуба можно отличить от мужчины по необычайно холодному половому органу.
26 января 1998 года Ватикан издал новое 84-страничное пособие по экзорцизму. Предыдущее издание слегка устарело, так как датировалось 1614 годом. Из современной редакции убрали описание бесов: теперь они «бестелесные сущности без цвета и запаха».
Про пылевой вихрь на Руси говорили: «Чёрт с ведьмой венчается». Если бросить в него нож, то вихрь тут же утихнет (а клинок может окраситься кровью).


Колыбель цивилизации

Древние египтяне поклонялись Бесу — проказливому богу-карлику, эдакой помеси скандинавского Локи со славянским домовым. Насчёт него известно, увы, немного. Нубийское «беса» переводится как «кот». Возможно, египтяне считали Беса покровителем кошек (либо одним из мелких божеств в свите Бастет), на что отчасти указывают черты его лица.

Некоторые предполагают, что своим появлением в древнеегипетском пантеоне Бес обязан пигмеям Тва (современные Руанда, Бурунди, Уганда), содержавшимся при дворцах в качестве экзотических достопримечательностей. Еще одна — наименее вероятная — версия гласит, что, поскольку Бес считался покровителем детей и матерей, он был чьим-то божественным выкидышем.

Египетских божеств почти всегда изображали в профиль. Бес же стоит в фас, что предположительно говорит о его готовности встретить зло лицом к лицу.

Несмотря на проказливый характер, Бес считался защитником и символизировал всё хорошее, что тогда было у простых людей: домашний очаг, счастье, везение, музыку, танцы и половые утехи. Татуировки Беса находили на мумиях танцовщиц и служанок эпохи Нового Царства. Божок «лёгкой жизни» экспортировался в соседние страны и укоренялся там на целые тысячелетия. Отголоском этого считают, например, католического святого Беса (защитника солдат, усилителя плодородия женщин). Вполне возможно, что и русский бес — дальний родственник египетского, модифицированный христианством под образ врага человеческого.

Ой-вей!

Не слишком умные люди говорят, что во всем виноваты евреи и велосипедисты. Культурологи единодушны с ними, по крайней мере, насчёт первого — вклад иудаизма в оккультную мифологию сравним лишь с ролью греков в истории философии.

Древние иудеи верили в шеирим — «волосатых существ», духов природы. Этим «еврейским фавнам», веселящимся и танцующим в первобытной дикости, было принято оставлять подношения на полях.

В отличие от них демоны шедим были гораздо опаснее. Опытный каббалист мог использовать их во время сложных ритуалов, однако чаще всего шедим вселялись в людей или статуи и начинали бесчинствовать.

Шедим специализировались на различных хворях. Существовал демон оцепенения, эпилепсии, ночных кошмаров, головной боли и слепоты (последний поселялся в сосуде с водой, не прикрытом на ночь: выпей из такого — и распрощаешься со зрением).

С религиозной точки зрения эти демоны родились от сожительства Адама с Лилит, когда тот после грехопадения был разлучён с Евой на 130 лет. С научной позиции их «родителями» могли быть шумеро-аккадские духи шеду, превращенные евреями в нечистую силу. Точно так же, как тысячу лет спустя христиане превратят мифологию своих угнетателей римлян в пандемониум, из-за чего богиня плодородия Астарта станет злобным демоном Астаротом.

Другие известные еврейские демоны — Асмодей и Самаэль. Первый был мирным конструктором храма Соломона, которому средневековые оккультисты «подарили» три головы, куриные ноги и змеиный хвост, а второй — обычным ангелом смерти, охранявшим Эдем и удержавшим руку Авраама, готового заколоть своего сына.

Из всего этого может сложиться впечатление, что древние евреи были попросту помешаны на демонологии. На самом же деле «Ключи Соломона» и прочие гримуары с путаной иерархией демонов — выдумки средневековых магов.

Уместно было бы вспомнить и об арабских бесах — джиннах, однако «Мир фантастики» уже освещал эту тему. Читайте рубрику «Бестиарий» за апрель 2007 года.

Популярная демонология

Как выглядят падшие ангелы? Ответ про козлов, змей и драконов не так прост, как кажется. Ангелы всегда изображались человекоподобными, однако Люцифер и его свита удостаивались этого далеко не всегда. Библия описывает Сатану очень скупо, называя его змеем и драконом. А Иоанну Богослову вообще явилась какая-то анимешная Годзилла со множеством голов и рогов (культурологи считают, что образ инопланетного монстра был лишь хитрым диссидентским выпадом против Римской империи).

Имя им — легион

Количество демонов почему-то всегда интересовало теологов больше, чем количество ангелов (если только те не плясали на острие иглы). Сосчитать их было непросто, ведь, если верить Григорию Нисскому, демоны совокупляются с женщинами и друг с другом, в связи с чем их популяция постоянно растёт. Цифры назывались самые разные. Епископ Альфонсо де Спина (15 век) насчитал 133316666 демонов. Ученый Иоганн Вейр (16 век) полагал, что существует 666 легионов по 6666 демонов в каждом. Так или иначе, каждый «учётчик рогатого скота» брал за основу число 666. При том, что ещё святой Ириней Лионский (2 век) утверждал, что в переписи Библии вкралась ошибка, и это число изначально было другим. В 2005 году сканирование древних папирусов показало, что Число Зверя в действительности не 666, а 616. Так что гексакосиойгексеконтагексафобия (боязнь числа 666) уже неактуальна. Как и весь христианский фольклор на эту тему.

Хрестоматийный облик чёрта — волосатый гуманоид со свиным рылом, ногами, копытами и длинным тонким хвостом. Нередко за спиной видны крылья (воспоминания о прежней ангельской сущности), но перепончатые, как у летучей мыши — нечистого ночного животного. Иногда бесы похожи на ящеров, иногда изображаются в виде жутких и непонятных химер. Некоторые — например, Мефистофель, — традиционно почти не отличаются от людей. Цвет демонов — чёрный. Это касается и тех тварей, в которых они превращаются (кошек, сов, жаб).

От своего ангельского прошлого черти также сохранили определённые сверхспособности, у которых появилось одно существенное ограничение — они не действуют на праведников. Подобно ангелам, черти могут становиться невидимыми, насылать видения, принимать различные обличья. Огромной физической силой они не отличаются (ещё у Пушкина было: «бедненький бес под кобылу залез, поднатужился, поднапружился...»), однако способны летать, быстро переноситься на огромные расстояния и обладают некоторой долей всеведения (а точнее, благодаря скорости передвижения, всегда свежей оперативной информацией: будущее, согласно христианской мифологии, знает только Бог), нужной им для совращения людей.

Происходит это по-разному. В апокрифической книге Еноха сказано, что падший ангел Азазел (известный поклонникам Булгакова как член свиты Воланда) научил людей делать оружие и украшения, через что произошло много непотребств. Инкубы и суккубы совращают сексуально. Предполагается, что последняя легенда основана на поллюциях, пугавших монахов, и банальных отговорках насильников.

Несмотря на «прописку» в жарком аду, на Земле черти часто распространяют вокруг себя холод. За две тысячи лет для них было придумано немало других проявлений — от дурного запаха (сера, козлиная вонь) до светящихся пентаграмм и перевёрнутых крестов. Впрочем, сегодня этим интересуются лишь историки-медиевисты и старомодные металлисты. Почти никто из христиан не признает существование чертей в их парнокопытной ипостаси.

Сосуд греха

В эпоху, когда галоперидол с успехом заменяло божье слово и хорошая деревянная киянка, одержимость демонами была вторым по популярности заболеванием головы после мигрени. В Ветхом Завете бесноватость упоминается лишь однажды и очень расплывчато — когда царя Саула «возмущал злой дух». Зато в Новом Завете Иисус и его апостолы изгоняют демонов в промышленном масштабе. При этом нам оставлен вполне «официальный» рецепт экзорцизма:


Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Евангелие от Матфея, 17:21

Симптомы одержимости могли быть различны — к примеру, проявление человеком сверхспособностей (левитация, пророчества). В седьмой главе Евангелия от Иоанна сказано, что бесноватость пытались приписать даже Иисусу.

С лёгкой руки создателей фильма «Экзорцист» ксеноглоссалия, то есть способность говорить на ранее незнакомом (ещё лучше — мёртвом) языке, стала считаться признаком одержимости. Между тем Иисус сказал ясно и недвусмысленно, что способность говорить на новых языках — дар Божий, предназначенный для истинно уверовавших (Марк, 16:17).

В человеческом теле может скрываться не один демон, а целое преступное сообщество чертей. Пятая глава Евангелия от Марка рассказывает про человека, имевшего забавную привычку жить в гробах и кричать оттуда дурным голосом. В ответ на вопрос, каково имя беса, терзающего несчастного, был получен ответ «имя мне легион, ибо нас много». Иисус переселил демонов в стадо свиней, которые тут же бросились с обрыва и утонули. Отсюда можно заключить, что бесноватыми могут быть даже животные, причем «трансплантация» бесов из людей в братьев наших меньших вполне допустима.

Для бесноватых характерны припадки и агрессия. Одержимые не пытаются скрыть своё состояние. Зачастую они охотно говорят с окружающими от имени беса. Современная психиатрия классифицирует это как диссоциативное расстройство идентичности, характер которого определяется веяниями времени. Тот, кто в средневековье катался по полу и выл, что его терзают бесы, сегодня спокойно заявляет, будто он — реинкарнация Нео из Матрицы, имеет невидимого брата-близнеца (либо приписывает себе иные варианты «вторых Я»).

Как ни странно, бесы охотнее всего «прописывались» в телах молодых симпатичных монашек. Последних на всякий случай сжигали, но к 16 веку стало очень популярно разоблачать чародеев, насылающих бесов на монашек, среди священников. Этому имелось вполне логичное объяснение.

Средневековый монастырь был чем-то вроде тюрьмы. Многолетние заключение сводило бедных женщин с ума — за вычетом тех дней, когда монастыри посещали немногие допущенные туда духовники, исповедовавшие любовь, духовную и не только. Доходило до того, что многие монастыри де-факто становились гаремами высокопоставленных «святых» отцов.

К примеру, в 1610 году послушницы монастыря урсулинок близ Эксе (Прованс) внезапно начали биться в конвульсиях, высовывать языки, мяукать, говорить на дьявольском наречии (в котором угадывалась плохо зазубренная латынь) и свидетельствовать разное: мол, патер Луи Гофриди наслал на них 6666 демонов, а также регулярно душил христианских младенцев, откапывал их из могил и пожирал. Этот фарс при всей его очевидности в конце концов довёл всеми уважаемого приходского священника (кстати, вегетарианца) до костра. То ли мужчину не поделили между собой оголодавшие монашки, то ли одна из них имела на него зуб — сейчас уже не узнать.

Изыди!

Экзорцизм — это не голливудское клише, а церковные трудовые будни. Римско-католическая церковь считает его ритуалом, но не таинством (как, например, причащение или исповедь). Поэтому эффективность экзорцизма зависит не от точности следования священным формулам, а лишь от двух факторов: наличия разрешения местного епископа на проведение процедуры и индивидуальной силы веры священника. Перед экзорцизмом обязательно полное медицинское обследование пациента с целью исключения вероятности психического заболевания.

Экзорцизм считается довольно опасным занятием. В Ватикане его почти никогда не разрешают — церковь благоразумно предпочитает уступить дорогу медицине. Причиной тому можно считать многочисленные «осечки». После проведения ритуала одержимые бесами либо умирают, либо исцеляются всего на несколько дней. Жаловаться на некачественный экзорцизм бесполезно, ведь «гарантийным случаем» вторичное умопомешательство не считается — временные улучшения у «одержимых» душевнобольных оговорены еще в Библии:


Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; ...тогда идет и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого.

Евангелие от Луки, 11:24-26

Осторожность католиков отчасти объясняется случаем с Аннелизой Михель (1952-1976) — религиозной немкой, страдавшей от эпилепсии и считавшей себя бесноватой. Двое официально назначенных экзорцистов совместно с родителями Аннелизы два месяца морили свою подопечную голодом и сутками не давали ей спать. В итоге Аннелиза умерла. Экзорцисты тут же объявили, что их подопечная таким образом «исцелилась», но это не помешало властям судить их за убийство (эти события легли в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»). После вынесения приговора Ватикан быстро сориентировался и заявил, что это была не одержимость, а психическое расстройство.

В православии все значительно интереснее. Экзорцизм — он же чин отчитки — во многих храмах является одной из многочисленных платных услуг. Строго говоря, проводится она должна с особого благословения (лучше всего от Патриарха), но на практике некоторые батюшки собирают по сто рублей, после чего начинают изгонять бесов стихами собственного сочинения и русскими народными песнями.

Самым известным центром экзорцизма считается Троице-Сергиева Лавра. Отчитку там производит архимандрит Герман, имеющий благословение Патриарха. Впрочем, судите сами: в брошюрах Лавры сказано, что отчитка делается по «специально составленным молитвам 4 века», а в самой Лавре (и с высылкой по почте) продаются видеокассеты с записью отчитки, «обладающие сильнейшим воздействием».

Живое слово

Для России свойственно довольно легкомысленное отношение к бесам. Можно сказать, что русскому человеку сам чёрт не брат (всего пару веков назад мало кто на Западе мог похвастаться подобным взглядом на демонов).

Произошло это по нескольким причинам. Прежде всего, христианский образ падшего ангела удачно наложился на мелкие языческие суеверия. Во-вторых, народный фольклор сделал из чёрта эдакого трикстера — мелкого и в целом безвредного насмешника.

Помимо преисподней, черти стали жить в лесах и болотах, на перекрестках дорог. Они запутывали людей не хуже леших и воровали мелкую домашнюю утварь на зависть домовым (о потерянных вещах до сих пор говорят: «черти утащили», «черти с квасом съели»). Для того чтобы вернуть украденное, следовало «перевязать чёрту бороду» — обвязать ножку стола.

Бесы дурят русскому человеку голову («чёрт дернул», «бес попутал», «не было печали — черти накачали»), однако делают это без всякого оккультного мракобесия — весело, рискованно, с придурью («чем чёрт не шутит?»). Даже самые мелкие вредные привычки ассоциировались с чертями, например, качать ногой сидя — «черта нянчить». Третья жена также считалась «от чёрта» (первая — от бога, вторая — от человека).

Бороться с бесами чрезвычайно просто: в сказках мужик легко мог перехитрить рогатого, заставив его служить себе. Даже простейшие церковные атрибуты считались крайне эффективными («бояться, как чёрт ладана»). Добро и зло считались равнозначными понятиями, а их противопоставление давало нулевой результат: выражение «у чёрта на куличках» — оксюморон, ставящий в один ряд бесов и Пасху, а, следовательно, означающий «нигде».

***

Не так страшен чёрт, как его малюют. Бедный греко-римский фавн, взятый в заложники средневековыми теологами, сотни лет пугал простой народ ужасами адской кухни. А когда выяснилось, что под ногами у нас магма, а над головами — межпланетное пространство, бесы вдруг все сгинули, как один. В современных проповедях они почти ничем не отличаются от ангелов: такие же бесплотные духи (если церковь и дальше пойдёт по пути прогресса, то демоны окажутся сделанными из эктоплазмы), однако желающие сделать вам плохо. Добро и зло постепенно становятся безымянными, и лишь народная память сохранит страшные и смешные образы козлиных человечков, имена которых учили наизусть средневековые маги. Но приходили черти почему-то лишь к симпатичным монашкам, а великим художникам оставалось лишь зарисовывать эти безобразия для потомков.

Категория: Бестиарий | Добавил: Rakesha (15 Сен 2009) | Автор: Мир Фантастики
Просмотров: 9953 | Рейтинг: 4.4 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)