Алексей Витковский «Витязь. Выбор воина»
Вернувшийся из Вальхаллы Десятый век. Ладога и Белоозеро, Ольбард Синеус и Стурлауг Трудолюбивый, викинги и варяги, русы и весь... и в этот котел попадает сбитый в 1942 году над Баренцевым морем советский летчик. Да как: буквально на головы сваливается! На глазах у князя и его дружины выпадает из врат Вальхаллы эдаким подарочком богов: вынимай из вод морских, принимай на службу и радуйся новому воину! Тем более воин оказывается не последнего разбора. Не раз князю жизнь спасет, принесет не одну победу. А там и сам вождем станет... Поначалу не вполне понятно, зачем для типичного славяно-скандинавского романа понадобился персонаж из нашего времени, да еще и военный летчик. Единственной видимой причиной кажется желание автора «подыграть» герою, эффектным появлением облегчить «человеку с Неба» вписывание в достаточно агрессивное к чужакам общество — и, возможно, путь наверх. Но вот остается позади шок перемещения, и сын белоказака, Герой Советского Союза капитан Александр Савинов начинает сравнивать два мира. И начинается самое интересное. Эйфория от чудесного спасения, обретения новой жизни и новых друзей сменяется непониманием, а то и неприятием того, что для этого мира естественно и не вызывает вопросов. Отношение к своим и чужим, к пленному врагу и пленной женщине, к семье и к мести — слишком во многом Сашкино мировоззрение отличается от принятого здесь. Ловушки непривычности подстерегают Олексу везде: от простого похода на торг до невольного убийства, от свадьбы и побратимства до ритуальной перуновой пляски и смертных боев. Что-то придется принять, что-то захочется изменить — но для этого надо приобрести некоторый вес в местных политических раскладах. Стать не просто своим — а незаменимым и уважаемым. Однако есть у Савинова проблемы и более насущные. Прежде чем менять этот мир и даже прежде чем здесь обживаться, Сашке нужно укротить пробудившийся в нем медвежий дух — иначе, став берсерком, он обречен погибнуть. А есть еще и родной мир, который не хочет отпускать до конца — и рано или поздно затянет обратно, к окончательной смерти. Обе проблемы решаются лишь обретением полной власти над собственным духом — а для этого Сашке-Олексе придется немало потрудиться, и лишь помощь побратимов и любимой поможет в итоге одержать победу. Дружба и любовь привязывают Олексу к новой жизни — и еще осознание той нехитрой истины, что его воинский долг перед Родиной остается прежним и здесь. Савинов понимает вдруг, что оказался в той точке русской истории, откуда растут долгие распри между князьями, потеря исконно славянских земель на севере, долгое монголо-татарское иго, отставание от Европы... Предотвратить сейчас междоусобицы, сплотить разрозненные роды и племена в единый народ под сильной рукой единого для всех князя — и скольких бед в будущем удастся избежать! Перспектива тем более заманчивая, что кандидат на такого правителя есть — юный Святослав, стоящий в самом начале своего княжения. Усобицы, которые возникнут уже при его сыновьях, надо предотвратить — вот та цель, та почти непосильная сверхзадача, которую ставит перед собой Сашка. Вот только путь к ней долгий, и в этой книге показано лишь начало его... Созданный Витковским гибрид славяно-скандинавского фэнтези и хронооперы с намеками на альтернативную историю интересен еще и двойным временем действия — не только «там», но и «здесь», в прошлом нашей страны — и в «современном» прошлом героя. Автор показывает самые трагические страницы века двадцатого — и смутную пока возможность перекроить историю так, чтобы они не настали вовсе. Избавление от бед его герой видит в сильной Российской империи, имеющей вес и авторитет в мировой политике. И вместе с тем — перед нами гимн личной свободе, зависящей только от мужества и воинского мастерства героя, в противовес «почетной обязанности» быть винтиком государственной машины. Противоречие? Как знать. По мне, довольно-таки показательно, что и «точка расхождения» с реальным миром, достаточно далекая от дней сегодняшних, и предполагаемый путь создания Великой Империи вызывают в памяти Ордусь Хольма ван Зайчика. По-настоящему великое государство смогут построить лишь сильные и свободные люди. Итог: очередная попытка переиграть историю, правда, едва намеченная: больше на уровне «а что, если?» и «надо бы попробовать», чем «я сделаю это!». Тем не менее, российско-имперская позиция автора видна вполне отчетливо и наверняка найдет немало сторонников. Те же, кому не слишком интересны имперские планы начинающего прогрессора, смогут приятно провести время, разделив с героем его приключения. Цитаты: * «Воин, со связанными руками убивший врага, вооруженного мечом, не умрет как свинья! Принесите его оружие!» (Лекша). * «Предположим, родятся у нас с Яринкой дети. А там и до внуков недалеко... Как я буду смотреть на них, если знаю, что через две сотни лет... или через три?.. придут монголы. И ляжет эта земля прахом» (из мыслей Савинова). Автор о герое: «Я долго выбирал главного персонажа для «Витязя». Если сделать его десантником — банально и нереально. Представьте себе человека, который два года чистит картошку, а потом попадает в мир, где люди с детских лет владеют оружием! А он их, как щенят, «раскидывает». Это смешно! Сравниться с теми воинами могут только наши современники — профессионалы высокого класса из спецподразделений. Я постарался «отправить» к викингам человека, который обладает потенциалом не меньшим, чем тамошние обитатели. Летчик-истребитель Александр Савинов — это сверхчеловек. У него абсолютное зрение, реакция, успешный опыт начала войны. У моего героя есть прообраз — военный летчик Борис Сафонов. Помимо всех этих качеств, он одинаково владел обеими руками. И гибель произошла при загадочных обстоятельствах.»
|