Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Шанс»
Один на троих В наши дни молодому фантасту опубликовать роман зачастую гораздо проще, нежели добиться издания повести или рассказа. И в журналах, и в антологиях издаются произведения преимущественно проверенных, известных писателей — и лишь они же могут рассчитывать на выпуск авторских сборников. Зато уж выход такого сборника в девяти случаях из десяти служит нагляднейшим доказательством того, что писатель переступил невидимую черту, разделяющую новичка и заслуженного автора. Именно таким творческим водоразделом стал «Шанс» для Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой. И не случайно их произведений в сборнике больше, чем рассказов, вышедших из-под пера Алексея Пехова. Всем рассказам тандема Елены и Натальи свойственен акцент на внутреннем мире героев и эмоциональность. Последнее, впрочем, может быть как достоинством, так и недостатком. Открывающий сборник грустный и трогательный рассказ о необычном оборотне «Снежный тигр» написан столь искренне, что при чтении невозможно остаться равнодушным. Но порой чувства и переживания героев явно превалируют над сюжетом, отчего получается нечто уж слишком мелодраматичное — от избытка романтики страдают, прежде всего, «Перо из крыла ангела» и «Двое с разбитого корабля». Впрочем, людям, неравнодушным к любовной прозе, эти произведения, наоборот, придутся по душе. Любителям же фантастики будут гораздо интереснее те рассказы Бычковой и Турчаниновой, в которых писательницы стремятся показать нам разум, отличный от человеческого. В «Рив Д’Арт» — страдающего от одиночества призрака. Glorioza Superba повествует о непростых взаимоотношениях человека и бесчувственного растения в облике прекрасной девушки. Наконец, в рассказе, подарившем сборнику название, мы знакомимся с персонифицированной Госпожой Удачей. Но так ли слеп и всесилен случай, как мы привыкли полагать?.. Пожалуй, главной жемчужиной сборника стали рассказы Алексея Пехова «Ведьмин Яр» и Натальи и Елены «Праздник Духов». В обоих главным героям приходится столкнуться с обитателями потустороннего мира, но роднит их не только это. В каждом из рассказов авторам удалось не просто поведать увлекательную и насыщенную событиями историю, но и создать яркий новый мир — пусть даже короткая форма позволила показать лишь небольшой его фрагмент. Но и этого достаточно, чтобы очаровать читателя и заставить его гадать, что же случится с героями дальше. Надеемся, авторы дадут нам ответы на этот вопрос в своих будущих произведениях. В несколько меньшей степени такое ожидание справедливо по отношению к ещё одному рассказу Алексея — «Синее пламя. Маяк». Тут финал и вовсе открытый, но сама история слишком скоротечна и не столь оригинальна. «Наранья» и «Лённарт из Гренграса», впервые опубликованные в межавторских сборниках «Спасти Чужого» и «Убить Чужого» соответственно, едва ли нуждаются в особом представлении. Тема столкновения человека с чужим — на этот раз с прекрасными и таинственными морскими сиренами — стала центральной и в короткой истории, озаглавленной «Шёпот моря». Оба рассказа, над которыми потрудились все три соавтора, — «вбоквелы» сериала «Киндрэт», которые позволяют чуть больше узнать об истории и подноготной вампирских кланов, а также отдельных их представителей. Рассказы прекрасно дополняют цикл, но тех, кто с ним не знаком, заинтересуют вряд ли — уж слишком заметно, что это не самостоятельные истории, а фрагменты масштабной мозаики. Итог: вошедшие в «Шанс» рассказы неравнозначны, что и неудивительно, учитывая время написания самого раннего из них — он ровесник нашей страны. К тому же поклонникам Пехова, Бычковой и Турчаниновой уже знакомы многие произведения, опубликованные на страницах «Шанса», но какой современный сборник отечественных авторов этим не грешит? Мы готовы простить «Шансу» незначительные недостатки и констатировать, что перед нами отличный сборник, полный самобытных, запоминающихся текстов.
|