Интервью с Василием Головачевым." Монстр должен быть один!"
В этом году на экраны выходит фильм «СМЕРШ XXI » по роману Василия Головачева. Один из самых плодовитых фантастов современности рассказал нашему журналу о собственном творчестве, российском кинематографе и глобальном будущем. «Мне повезло, что я таким родился» Что, по-вашему, главное для успеха писателя-фантаста: талант или «раскрутка»? Раскрутить в наше время действительно можно любого, примеров хоть отбавляй. Но «раскрученные» авторы будут забыты уже на другой день после потери интереса издателя к их «творчеству». А для того чтобы стать настоящим мастером, надо владеть всем спектром литературного мастерства. Откуда приходят идеи ваших произведений? Всё рождается как бы само собой. Тот инструмент, который мы называем мозгом (надеюсь, он у меня есть), находится в резонансе с психоэнергетическим полем Земли, откуда и черпает идеи. Мне просто повезло, что я таким родился. Модная тема современной фантастики — переосмысление Добра и Зла. Проскальзывает мысль, что Тьма даже может быть более ярким, талантливым, справедливым, «хорошим» явлением, нежели Свет. Как вы относитесь к подобным идеям? Грань между Добром и Злом размывается и нашими доморощенными писателями, причем талантливыми, что уж совсем нехорошо. Мы видим, по сути, настоящую победу Тьмы над Светом, отраженную уже и в востребованности произведений, возвеличивающих роль Тьмы. Чего же требовать от читателей и пользователей интернета, коль их кумиры — на стороне Зла?! Вы не раз довольно критично высказывались о фэнтези. Но разве антураж, а не идея — главное для фантастики? Не лучше ли талантливое фэнтези, нежели серая, унылая НФ? Разумеется, главное достоинство фантастики — идея, а также психологическая достоверность, этическая завершенность и человечность, если понимать под ней тщательно выписанные характеры. Однако жанр фэнтези не несет никаких новых идей, все сюжетные повороты давно описаны, и читатель по сути ничего не выносит для себя при прочтении очередного фэнтезийного романа. Он попросту теряет время, забывая прочитанное произведение на второй день после прочтения. Помнятся только по-настоящему талантливые вещи родоначальников жанра. Некоторые наши фантасты относятся к США с плохо скрываемой неприязнью. Не кажется ли вам, что антиамериканизм — не более чем дряхлое наследие прошлого? Американизм по-прежнему является самым яростным врагом российского образа жизни, кто бы что по этому поводу ни говорил. Другое дело, что на арену выходят и другие игроки подобного масштаба, которые тоже мало считаются с интересами других народов и человечества в целом. В последнее время отечественные кинопроизводители массово подражают Голливуду. А на кого ориентируются создатели фильма «СМЕРШ XXI»? Несмотря на то, что наши кинотворцы действительно кинулись по следам Голливуда, не имея ни идей, ни фантазии, ни опыта создания блокбастеров, ничего особенно выдающегося они не создали. Что касается фильма «СМЕРШ XXI», он ориентирован на любителей хорошей фантастики, на почитателей творчества Василия Головачева и молодежь, не избалованную мировым кинематографом. Короче, на российского зрителя. Хотя уверен, что его с удовольствием посмотрят зрители и на других континентах. Что, на ваш взгляд, получилось в фильме хорошо, а что можно было бы сделать лучше? В нынешние времена даже такой достаточно крупный бюджет не позволяет создать эффекты наподобие тех, что прорисованы в американских фильмах типа «Матрицы». Эффекты, несомненно, очень неплохие, но не это главное в фильме. Хотя если бы мне удалось привлечь к созданию фильма достаточные суммы, я бы кое-что изменил, особенно в панорамных съемках. А «Обитаемый остров» какие впечатления оставил? Холодные. Количество костюмов и железа превалирует над сюжетом. Да, близко к роману. Да, идея выстроена (хотя я еще не видел второго фильма), однако в моем воображении все герои выглядят не так, поскольку после прочтения уже сложились их портреты. А город на другой планете и вовсе настолько стереотипен, что хочется смеяться и плакать одновременно. Что-нибудь стало известно о кинопроекте «Волейбол-3000»? Работа идет, сценарий написан, ищем инвесторов. Если фильм будет реализован, зритель увидит изумительный спорт 3000 года. В последние годы в России выходит все больше комиксов. Не желали бы вы, чтобы ваши произведения были переведены в графическую форму? Почему бы и нет? Мир чтения уходит, на его место приходит мир видео, мир графики, объемного восприятия, так что комиксы — всего лишь первые ласточки перевода текста в другую область восприятия. Книги Василия Васильевича уже послужили источником вдохновения для кинематографистов и создателей видеоигр. Возможно, этот список пополнится и комиксистами — в последние годы интерес к рисованным историям в России устойчиво растет. «Может, разум возобладает?» Считаете ли вы реальной возможность возникновения в России тайных организаций наподобие «Стопкрим»? Не кажется ли вам, что подобная организация неизбежно выродится в «эскадроны смерти»? Я описывал «Стопкрим» именно с той целью, чтобы показать пагубность агрессивного ответа Злу. Как писали Стругацкие, кто долго сражается с драконами, сам становится драконом. А какой вы хотели бы видеть нашу страну в будущем? Я хочу видеть Россию сильной державой, с которой считались бы все страны мира. Монархия? Возможно. Империя? Я — за. Но к этому хотелось бы, чтобы наш народ не выживал, а жил без проблем, созданных беспределом распада СССР. Каковы, по-вашему, перспективы развития космонавтики в относительно ближайшем будущем? Чтобы двигаться вперед, надо думать о будущем. Космонавтика, полеты на другие планеты, изучение космоса — будущее! К сожалению, в нашем руководстве полно тупых голов, считающих, что мы можем обойтись без космоса. Загубили «Мир»! Отказались от планов завоевания Луны! Урезали вложения в развитие космонавтики! Куда дальше? Китайцы в скором времени догонят и нас, и американцев. Так что если мы желаем оставаться космической державой, надо думать и о своем положении в космосе. Грозит ли нам биотехнологическая революция? Об этом уже писали писатели-фантасты, угроза есть. Но как она реализуется — неизвестно. Может, разум возобладает? …А может быть, человек станет придатком компьютера? Хочется верить, что нет, но кто знает? Даже обладая богатейшим воображением, ни один фантаст не может точно предсказать будущее. Одно можно сказать наверняка: окажись наше грядущее в руках Головачева, за него можно было бы не опасаться. К прошлогоднему юбилею Василия Васильевича «Эксмо» выпустило книгу о писателе. «Завидовал Ефремову, Стругацким, Лему» Кто из классиков фантастики оказал на вас наиболее заметное влияние? Я человек завистливый, правда, не к успеху других, а к их умению поймать удачную идею. Начинал писать не в последнюю очередь из-за этого. Счастлив, что и мне удалось найти свои идеи, повышающие интерес к моему творчеству. В конце шестидесятых годов прошлого века завидовал Ефремову, Стругацким, Михайлову, Лему, Саймаку, Азимову и многим другим писателям, ставшим классиками жанра. Они и оказали на меня огромное влияние. А кого из наших молодых фантастов вы считаете наиболее перспективными и талантливыми? Не хочу никого обижать, но таковые есть, причем меньше — среди тех, кто каждый год получает награды (им уже не до творчества, попасть бы в номинанты), и больше — среди тех, кто еще не признан. На «Звездном мосту» вам вручили премию «Монстр отечественной фантастики». А кого из своих коллег вы бы назвали «монстрами»? Монстр должен быть один! Чем запомнилось участие в «евроконовском» проекте «Убить Чужого» — «Спасти Чужого»? Если честно, то творческим бессилием многих авторов. Какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров или в космический полет? «Непобедимый» и «Эдем» Станислава Лема, «Туманность Андромеды» и «Сердце Змеи» Ефремова, «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, «Круглая тайна» Шефнера, рассказы Шекли, новеллы О’Генри, рассказы Джека Лондона, «Повести Белкина» Пушкина и многое другое. А как насчет кино? Есть ли любимая кинофантастика? К сожалению, российские кинематографисты до сих пор не научились снимать классные фантастические фильмы, несмотря на коммерческий успех тех же «Дозоров». Среди западных же фильмов я отметил бы с десяток успешных, таких как «Чужие», «Матрица», «Хищник», «Гарри Поттер», трилогия по Толкину. Что вы думаете об увлечении видеоиграми? Играете ли сами? Не играю, нет времени. Увлечение компьютерными играми в какой-то степени полезно, пока не начинает мешать реальной деятельности в реальном мире. Вы много путешествуете? Что из поездок запомнилось сильнее всего? Места, где я еще не бывал, манят по-прежнему, а запоминаются не только красотами пейзажа и запахом старины, но прежде всего встречами с читателями. Разменяв седьмой десяток лет, Василий Васильевич по-прежнему ведет очень насыщенную жизнь. «Мир фантастики» благодарит мэтра за откровенность и желает ему новых книг, открытий и впечатлений. Досье: Василий Головачев Василий Васильевич Головачев родился 21 июня 1948 года в городе Жуковка Брянской области. В 1972 году закончил Рязанский радиотехнический институт по специальности инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры. С 1983 года — в рядах Союза писателей. В литературе дебютировал более сорока лет назад. Автор полусотни книг, включая около тридцати пяти романов. Лауреат множества премий, в том числе «Аэлиты», званий «Фантаст года» и «Гигант фантастики».
|