Ник Перумов — явление в отечественной фантастике уникальное. Этот писатель стал одним из основоположников фэнтези на постсоветском пространстве, а его романы уже более десяти лет удерживаются на вершинах всех рейтингов продаж. При этом автор и не думает почивать на лаврах, а постоянно экспериментирует со стилями, сюжетами и жанрами. Кто бы мог подумать, что после триумфального окончания грандиозной эпопеи о Фессе сотоварищи писатель представит на суд публики роман со всего лишь одной сюжетной линией, вагоном экшена и приключений, и минимумом эпичности?..
Казалось бы это шаг назад, чтобы не сказать деградация, — но лишь на первый взгляд. С одной стороны, в «Семи зверях Райлега» перед нами действительно предстает сравнительно простая история о походе группы героев, волей судьбы оказавшихся собранными вместе, по городам и весям мира, с не вполне ясной целью. Тут, впрочем, надо отметить, что и мир у Перумова получился не вполне типичный для фэнтези, с явной примесью паропанка. Да и команда героев, в которой нашлось место обаятельному демону-поэту, двум мечтающим вцепиться друг другу в горло дамочкам со сверхчеловеческими способностями, а также склонному к самовосхвалению циничному мастеру алхимии, вызывает неподдельный интерес.
Правда, главной звездой романа станут не они, а лидер группы и по совместительству центральный персонаж книги — таинственный борец со злом Тёрн. Этот герой стал полной противоположностью приснопамятному Фессу, что позволило писателю в некоторой степени вступить в полемику с самим собой. Там, где некромант выбирал «путь меньшего зла», то есть был готов идти на жертвы и компромиссы ради высшей цели, внешне напоминающий орка Тёрн хранит потрясающую верность принципам и до последнего готов отвечать добром на зло. И в то же время он не из тех, кто подставляет для удара вторую щеку.
Далеко не каждый автор обладает достаточным талантом и, главное, смелостью, чтобы в новом романе подвергнуть сомнению ценности, которых придерживались его герои на протяжении многих лет. Однако и на этот раз Ник Перумов не диктует читателю, что верно, а что — нет, предлагая каждому самостоятельно решать, философия кого из героев ему ближе. Но даже если альтруистичный Тёрн не придется вам по душе, вряд ли он оставит вас равнодушным — нечасто в фэнтези встречаются столь яркие личности. Хотя полутонов в характере Тёрна почти нет и ему вполне подойдет звание «паладин света», выписать такого героя, чтобы он не казался скучным и приторным, — не самая простая задача, с которой мэтр отечественного фэнтези блестяще справился.
К сожалению, в угоду выпуклости персонажей время от времени провисает сюжет, особенно когда дело доходит до чересчур пафосных диалогов, коих в романе немало. Как и во всех фэнтезийных книгах Перумова, магические схватки выписаны на высочайшем уровне, хотя и не столь эпичны, как мы привыкли: все-таки на этот раз среди персонажей нет богов и сопоставимых по могуществу сущностей. А вот хитросплетения сюжета, которые к этим самым схваткам приводят, могли бы быть и поинтересней, а то порой они начинают вызывать ассоциации с компьютерной игрой: герои выполнили квест, получили награду, нашли новую цель и отправились дальше по карте мира.
Впрочем, не будем слишком строги к первому роману «Семи зверей Райлега»: в конце концов, он только начинает цикл и мы пока еще плохо знакомы с действующими в ней организациями, силами и героями — неудивительно, что подчас их мотивации и цели остаются неясны. Да и что удивляться, если даже о прошлом и источнике впечатляющих способностей Тёрна до конца романа мы так почти ничего и не узнаем. Но ведь на перед нами и первый роман цикла, чтобы не раскрывать в нем все карты.
Итог: книга получилась в меру увлекательной и одновременно содержащей в себе несколько небезынтересных идей, которые наверняка не оставят равнодушными старых поклонников Перумова, даже если они не согласятся с новыми персонажами автора.