Роман «Московский клуб», познакомивший нас с мрачным миром Анклавов, окунал читателя в атмосферу политических интриг, промышленного шпионажа и тайной войны недалекого будущего. В «Поводырях на распутье» мир заиграл новыми красками, история вышла на качественно новый уровень, а интрига достигла апогея. Казалось бы, в третьей книге нас должен ждать яркий финал — ведь Вадим Панов не раз заявлял, что не планирует превращать «Анклавы» в бесконечный сериал. Однако писатель решил, что ставить точку рановато, и создал этакий «вбоквел», сравнительно слабо связанный с предыдущими частями цикла.
Конечно, завязка «Костров на алтарях» напрямую следует из финала второго романа. Сильные мира сего объявляют охоту за наследием покойного Урзака, но в роли охотников выступают новые герои: следователь из Европола, жрица Католического Вуду, а так же несколько наемников, один из которых, Вим Дорадо, и стал главным действующим лицом романа. Именно такого персонажа и не хватало циклу. До сих пор практически все действующие лица мира Анклавов, делились на умелых манипуляторов, самозабвенно предающихся замысловатым политическим интригам, и их вольных или невольных пешек, не способные вести собственную игру. И те, и другие по-своему интересны, но подлинного сопереживания не вызывают. Вим же ловок и опытен, но за ним не стоит никакой серьезной силы — да ему она и не нужна, ведь наемник просто любит жить на полную катушку. А такое качество нечасто встречается среди обитателей людского муравейника под названием Анклавы. Пусть Дорадо без колебаний убивает и не лишен чисто человеческих недостатков, страстей и переживаний, — именно они, вкупе с жесткими принципами и жизнелюбием, превращают его в героя даже более яркого, чем Мертвый. Роль последнего в романе невелика: в Москве разворачивается лишь несколько заключительных глав романа.
Насыщенный неожиданными поворотами детективный сюжет не разочарует поклонников творчества Вадима Панова. Автор, как обычно, не только развлекает читателя, но и старается в увлекательной форме донести определенные идеи. Во-первых, писатель продолжает изучать эволюцию цивилизации: буквально на глазах у читателя из группы ломщиков рождается новый полюс силы Анклавов — сообщество людей, сделавших Цифру смыслом своей жизни. Должного развития в романе эта тема не получила, но наверняка автор к ней еще вернется. Во-вторых, впервые со времен «Тени инквизитора» Панов всерьез затрагивает вопросы веры и религии. Почти все организации Анклавов опираются на ту или иную религиозную доктрину, однако лишь в «Кострах на алтарях» Панов позволяет нам проникнуть за фасад этих церквей-копораций и понять, как они сформировались и что находят в них последователи. Автор весьма искусно иллюстрирует разные пути эволюции и регресса Традиций — через взгляды и поступки своих героев, хотя порой и сбивается на менторский тон.
К сожалению, несколько смазанным оказался финал: персонаж, до этого остававшийся на вторых ролях, попросту превзошел всех противников грубой мощью. Получается, что все подвиги, подлости и хитрости ярких и самобытных героев никому были и не нужны — от них ничего не зависело. Неприятно обнаружить под конец книги, что у тех, кому вы сопереживали, не было ни единого шанса. Тем не менее, Вим сумел свести вничью партию, которую был обязан проиграть, а это дорогого стоит.
Итог: вместо непосредственного продолжения «Поводырей на распутье» мы получили мощную интерлюдию, которая позволяет лучше понять мир Анклавов, познакомиться с его реалиями и взглянуть на них глазами почти полудюжины новых персонажей. Возможно, это не совсем то, чего мы ждали, но, пожалуй, именно такой нетривиальный поворот и нужен был циклу перед выходом на финишную прямую.