Фантастика привлекает к себе внимание самых разных людей, и все-таки одним из основных читателей этой литературы остается молодежь — школьники и студенты. Рискну предположить, что не в последнюю очередь это вызвано тем, как сильно фантастика отличается — и по духу, и по содержанию — от львиной доли той прозы, что мы все были вынуждены проходить в школе. Немногие представители «поколения next» способны восхищаться героями позапрошлого века, брать с них пример. И тут на помощь приходит фантастика — жанр, в котором процент книг о сильных личностях велик, как, наверное, ни в одном другом. Примером тому может служить и «Занимательная механика».
Действие, как всегда у Панова, разворачивается на просторах российской столицы. Это не мегаполис Великих Домов и не могучий Анклав, а самая обыкновенная Москва, по улицам которой ходят только люди — хотя и не всех из них можно назвать «простыми». Завязка романа также типична для пановских книг: намеки на древние тайны и необъяснимое на первый взгляд убийство, расследование которого поручают лучшему специалисту Москвы по особым делам. Однако перед нами не очередной мистический детектив. Тех, кто привык к напряженным историям о Тайном городе, в которых интрига сохраняется до последней страницы, а главы Великих Домов без конца плетут многоходовые комбинации, «Занимательная механика» вполне может разочаровать. Ведь проницательный детектив по прозвищу Очкарик уже к середине романа почти играючи раскроет убийство, с которого началась цепочка событий, приведших героя к гораздо более занимательной тайне. Тайне людей, которые называют себя искусниками и сумели достигнуть невообразимых высот, — таких, что порой их способности можно принять за магию, — в том или ином деле. К середине романа противостояние между двумя лагерями искусников, сторонниками разных взглядов на путь развития человечества, выходит на первый план, но и этим конфликтом роман не исчерпывается.
Путь человека к совершенству — вот что стало главной темой «Занимательной механики». Причем дорога, которую избирают искусники, отнюдь не объявляется Пановым как единственно верная. Путь искусника не выстлан розами: достигнув идеала в одном деле, он лишает себя возможности добиться серьезных достижений в иных сферах, навсегда становится одиночкой, человеком на обочине общества. Недаром в романе немало внимания уделено друзьям Очкарика, в общем-то, не сильно влияющим на основной сюжет, но демонстрирующим, что к успеху ведут разные дороги, главное — найти свою и уверенно идти по ней.
При желании Панову можно попенять и за недостаточно проработанный мир, и за невнятное описание качественного скачка от обычного человека к искуснику, и за слишком уж простую развязку детективной линии... Но в данном случае все это — не главное. «Занимательная механика» неспроста носит такое название. Это книга о том, что можно назвать «механикой жизни», о пути к совершенству, об успехе и о цене, которую за него порой приходится платить. Стоит ли овчинка выделки?.. Решайте сами.
Итог: любопытный литературный эксперимент Вадима Панова вряд ли заменит в наших сердцах «Тайный город»: все-таки ни Очкарик, ни Гончар, ни Проказа не сравнятся с неподражаемыми Сантьягой или Кортесом, да и мир прописан похуже. «Занимательная механика» — книга о том, как надо жить, чтобы достигать высот в своем деле и быть настоящим Человеком, а не его жалким подобием. К тому же московский фантаст в очередной раз показал, что не стоит на месте, а ищет новые творческие пути и развивается, и это не может не вызывать уважения