Двери в прошлое Фантасты придумали массу способов путешествия во времени. В большинстве случаев для этого нужно некое сложное техническое устройство, хитроумный механизм. Когда автору не хватает воображения или образования, то героя просто бьют чем-то по голове и происходит чудесный перенос. А иногда бывает и так — существуют некие прорывы в «иновременье», так сказать, «двери», через которые можно запросто ходить в прошлое, как к соседу по лестничной клетке. На таком феномене Андрей Мартьянов и строит фабулу своего нового цикла «Варяг».
Мартьянов, что называется, дока в жанре хронооперы. В каждом новом случае он пытается не повторяться, находить какие-то новые художественные приёмы. Вот и здесь автор не просто переносит в иную реальность наших современников, предоставляя им возможность, обживаясь на новом месте, познакомить читателя с жизнью и бытом былых эпох (как, например, в цикле «Вестники времен»). Писатель, видимо, решил сочинить нечто в духе «Патруля времени» Пола Андерсона, когда героям предстоит улаживать какие-то накладки в прошлом, свободно перемещаясь туда-сюда. Поэтому в «Наследнике» удачно соединились городское фэнтези с элементами исторической фантастики. Причём первая составляющая получилась намного живее и интереснее, нежели очередная реконструкция быта варягов (пусть среди них и находится такая загадочная фигура нашей истории, как Рёрик-Рюрик).
Автор создал правдивый тип нашего современника, человека, которого уже трудно чем-нибудь пронять и удивить. Многие читатели узнают в Славике Антонове самих себя со всеми заботами, тревогами, сомнениями.
Итог: живо, увлекательно, без излишней углублённости в специальные знания и терминологию. Отчасти вредят книге некоторая дидактичность и риторика, присутствующие в диалогах героя и его наставников в профессии «аргуса» (хранителя «дверей» времени), которую можно оправдать лишь введением читателя в суть проблем.
Цитата
Отрицать реальность глупо — это не бред, не оптический обман, не построенная вмонтированным в дверной проём здоровенным жидкокристаллическим монитором картинка. По ту сторону — живой мир, ничем не отличимый от настоящего. Это подтверждают все органы чувств, которыми располагает человек... Запечатлённое на матрице фотоаппарата только подтверждало истину: дверь вела в тихий вечер, куда-то за пределы Питера...