Музыка земли и крови Создавать фэнтези на стыке разных направлений последнее время стало модным. Всем надоели как многочисленные эпигоны Толкина с их эльфогномами и Могучим Тёмным и Злым, так и попытки написать что-нибудь «реалистичное» в духе Мартина, когда под реалистичностью начинают понимать тотальную, на грани болезненной патологии, жестокость описываемого мира, а вовсе не глубину проработки характеров персонажей.
И очень редко попадаются книги, где автору удаётся одновременно создать «живых» героев, придумать яркую вселенную, описав так, что её чудеса встают перед глазами, и добавить достаточно много серьёзных мрачных сцен, чтобы роман не превратился в сказочку. Элизабет Хэйдон всё удалось. Смешав воедино романтическое женское фэнтези и эпик, она задала очень высокую планку для авторов, которые пойдут тем же путём.
Вот только читателю, чтобы насладиться циклом, надо будет приложить некоторые усилия. Книги построены таким образом, что пролистать затянутый эпизод (а такие время от времени встречаются) нельзя. В его середине вполне может оказаться очередной ключик к интриге романа, без которого мотивация героев может стать совершенно непонятной. А потому готовьтесь к неторопливому и вдумчивому чтению. Этим циклом надо наслаждаться неспешно, и тогда «Симфония веков» раскроется во всей своей красоте.
Мир, созданный талантом Элизабет Хэйдон, основывается на мифологии разных стран и народов. Другое дело, что перемешано всё так, что даже знакомые названия означают что-то новое (как те же фирболги — у Хэйдон дикий народ вроде орков). Но заимствованиями дело не обошлось.
Вселенная Рапсодии удивительна и не похожа ни на один из известных фэнтезийных миров. Здесь корни Мирового древа пронизывают насквозь всю планету, а путешественник, пересекая нулевой меридиан, становится бессмертным. Здесь драконы считают своим сокровищем не золото, а целые народы, здесь можно менять прошлое, переклеивая участки волокон времени. И, конечно, есть те, кто угрожают самому существования планеты.
Мир был создан из пяти стихий и самые страшные враги его — дети одной из них. Ф’доры, создания огня, нечеловеческая раса, которая с самого момента появления на свет жаждет, чтобы Землю поглотило пламя. У них нет тел, а потому они занимают чужие, и никто не может быть уверен, что его друг или возлюбленная не стали пристанищем ф’дора. Это вам не Тёмный Владыка, чья цель — подчинить всех. Дети огня древнее практически всех остальных рас, потому их логику никто понять не в силах.
Но те, кто встанет на пути ф’дора, — ещё более необычная компания. Выбор главных героев определяет в книге очень многое, и Хэйдон безошибочно сыграла на контрасте Троих, о ком говорит древнее пророчество (клише, конечно, но и оно обыграно не самым стандартным образом). Акмед, последний из охотников на ф'доров, лучше всех представляющий, с чем придётся столкнуться друзьям, а потому не доверяющий никому. Амбициозный и смелый, он станет прекрасным правителем, но никогда и никому не раскроет он своё сердце. Рапсодия, Певица Неба, обладающая талантом давать имена, меняющие суть предмета. Получив в дар неземную красоту, она, тем не менее, не верит в неё и считает, что мужчины смотрят на неё, как на диковинку. Готовая помогать другим даже в ущерб себе, нежная и ранимая, она постепенно становится всё сильнее, но достанет ли даже её сил, чтобы противостоять ф'дору и его слугам? И, наконец, Грунтор — здоровенный фирболг, армейский сержант, с классическим солдафонским юмором и добрейшим сердцем. Грунтор связывает Троих вместе, и пусть он не столь хитёр, как Акмед, не столь могуществен, как Рапсодия, но на него можно положиться, и он всегда останется верен друзьям.
Сюжет полон хитросплетений и интриг, героев много и все они, от драконицы и бессмертных людей до высших священников и слуг ф'дора, совершенно не похожи друг на друга. Кто из них друг, а кто враг, неясно до самых последних страниц. Из минусов стоит отметить слишком сильный акцент на страданиях Рапсодии, а также затянутость любовных линий. Сократи Хэйдон текст на четверть, книги бы только выиграли. Но даже в том виде, как она есть, «Симфония веков» мало кого сможет оставить равнодушным.
Итог: красивое эпическое фэнтези, местами излишне затянутое, местами слишком «женское», но в целом — одно из лучших в своем роде. Осталось только дождаться окончания...
Не только музыка Изначально «Симфония веков» планировалась как трилогия: «Рапсодия», «Пророчество» и «Судьба». Эти три романа образуют логически завершённый подцикл. Но положительные отзывы и многочисленные просьбы читателей не прошли даром, потому Хэйдон продолжила цикл дилогией «Реквием по Солнцу» и «Элегия погибшей звезды». А в конце 2006 года на свет появился «Король убийц» — роман, открывающий новую трилогию с теми же героями. И в том же 2006 вышел первый роман нового цикла подростковой приключенческой фэнтези «Потерянные дневники Вена Полефема», действие которого разворачивается в том же мире, но задолго до событий «Симфонии веков».
Цитаты
-Огонь силён. Но прежде всех стихий был рожден звёздный огонь; он — самая могущественная стихия. Звёздный огонь очистит тебя и мир от ненависти, овладевшей нами... (внутренний голос Рапсодии).
-Будучи Певицей, ты уже знаешь, что мир состоит из вибраций, волн света, цвета и звука. Мир наполнен непрекращающимся движением, которого большинство людей не видит. Именно благодаря этому движению, или вибрациям ты можешь влиять на окружающую действительность при помощи своей музыки (воительница Элендра).
Присутствуют
вечная любовь
драконы
проработанный мир
Отсутствуют
глупые враги
большие сражения
магия в привычном виде