История ангела и рыжего демона Большинство современных фантастов представляет себе появление демонов так, как рассказывает об этом Иоанн Богослов: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом...». Пару лет назад, когда вышла первая книга трилогии, казалось, что ее авторы — дуэт Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой — идут по проторенному пути. Псевдосредневековый мир, разделенный на сферы влияния демонов и ангелов. Демонический Хозяин, за дружбу с идеологическим противником лишившийся власти и жаждущий ее вернуть. Отшельник-полудемон с пропастью в душе — между инфернальной и человеческой половинками. Запомнились яркие центральные персонажи, многогранная мультивселенная, необычная для фэнтези манера письма — чем-то похожая на тексты Марселя Пруста. В остальном «Рубин Карашэхра» не сильно выделялся на фоне современных отечественных дебютов.
Вторая часть, «Заложники света», переносит читателя в совершенно другие декорации. Из мультивселенной — на землю, из Средних веков — в мир, имеющий много схожих черт с империей Древнего Рима. К сюжету примешивается элемент хронооперы: главные герои выпадают из своего времени и оказываются вовлеченными в события, о которых они знают только по легендам. От хронооперы можно было бы ожидать рассказа о том, как произошло установление описанного в первой книге миропорядка, — однако в «Заложниках света» соавторы не делают этого. И тем ценнее, что долгожданная заключительная часть трилогии, «Лучезарный», не только сама по себе оказалась незаурядной книгой, но и расставила все точки над «и» в предыдущих романах. В «Рубине» и «Заложниках» мы словно ползали по громадному полотну, разглядывая отдельные фрагменты картины, но не могли связать их в целое. «Лучезарный» позволил нам отойти на несколько шагов и поразиться авторскому замыслу, увидев холст целиком. Стало ясно: приключения демонов и демоноборцев, путешествия во времени и по мирам — не суть книги, а только средство показать главную тему. Трилогия «Рубин Карашэхра» — это история о ремесле и художнике, о демиурге и сотворенном, о том, как созданное может преобразить собственного творца. Неплохо бы пожурить соавторов за то, что они выпустили в свет две незаконченные, несамостоятельные книги — и больше двух лет заставили нас ждать их завершения. Однако ожидание того стоило, да и теперь, когда все три романа изданы одним томом, немногие из новых читателей заметят лежащие между частями годы.
Интересный ключ к пониманию трилогии находится уже на обложке книги — это названия романов. Что такое Рубин Карашэхра? Легендарное оружие против демонов, как утверждала аннотация к первому изданию? Да, этот инструмент известен в реальности, изначальной для главных героев, как мощная разрушительная сила. Однако в третьей книге, «Лучезарном», оказывается, что Рубин, подобно освобожденному джинну, умеет не только разрушать, но и творить. С его помощью демиург может создать целый оригинальный мир, спаяв воедино кусочки сотен других вселенных. Но если у владельца орудия не достанет силы воли, оно рано или поздно обязательно разрушит все сущее. Это всего лишь одна из идеологических аксиом мира книги, но интересно ее соотнести и с современностью — сколько таких джиннов было выпущено из бутылок за последние годы...
А кто такие Заложники света? Нет, вовсе не демоноборцы из одноименной книги. Третья часть ясно говорит: в заложниках у собственной идеологии оказались ангелы, неспособные понять и принять совершенно новое творение в мире, жестко структурированном ими. Авторы постепенно подводят нас к мысли, что неспособность раскрыть свое сознание приводит к гибели. Причем сначала — к смерти самых близких, а потом — и к собственной. Необычным, в свете представления об ангелах, кажется один из образов трилогии: высшая ступень развития Светлых — это огненные колеса тетраимы, которые носятся по мультивселенной, уничтожая все на своем пути и не замечая остающегося за ними выжженного следа. И право читателя, узнав многие тайны, как демонов, так и ангелов, — решить для себя, насколько оправданно такое существование. Такое же право — спорить о том, какую роль в трагедии Лучезарного сыграли его ослепленные светом собратья, однако мысль соавторов более глубока: отпустив свое детище на волю, творец не должен вмешиваться в него, не должен становиться его подчиненной частью.
Итог: Елена Бычкова и Наталья Турчанинова ставят точку и отпускают трилогию в свободное плавание. История дописана, и соавторы вряд ли вернутся к ней в будущем. Впереди — новые книги, которые наверняка окажутся не менее необычными и умными, чем первая крупная работа дуэта.
Это интересно
В 2004 году Елена Бычкова и Наталья Турчанинова получили за «Рубин Карашэхра» премии «Кинжал Без Имени» и «Серебряный кадуцей» в номинации «дебют».
Соавторы работают вместе уже больше десяти лет.
Работа над трилогией длилась больше трех лет. За это время авторы пересекли Атлантику, побывали в джунглях, поднимались на вершины Анд, и один из самых ярких образов книги отражает первобытную красоту и мощь Южной Америки.
Цитата
— Я несовершенен, нестабилен, бываю излишне жесток или равнодушен. — Дух Срединного мира посмотрел на свои руки. Они были такого же цвета, как кора дерева, такие же шершавые и грубые. — Я не похож на идеальные ангельские миры.
— Именно поэтому ты так ценен.
(Диалог творения и Творца)
Присутствуют
две сотни миров
демоны и демоноборцы
масштабное сражение
Отсутствуют
эльфы, гномы, драконы
магия как наука
авторские подачки героям