Кто шляпку свистнул — тот и бабку кокнул? Елизавета Шумская берется опровергнуть вынесенное в заголовок утверждение Элизы Дулитлл. В «Деле об Осени» мы имеем дело с похищением загадочного артефакта. Гнусный вор убил при этом человека. Или не вор? Или вором был сам убитый? И для чего вообще нужен этот артефакт собравшейся в закрытом помещении группе людей, каждый из которых мечтает стать единственным обладателем реликвии? Эту загадку предстоит раскрыть начальнику Магического Сыска города Ойя Джейко Тацу.
В отличие от первой книги цикла, «Дело о Белом Тигре», где преступник появлялся на последних страницах, как чертик из табакерки, перед нами классический детектив в духе Агаты Кристи. Группа людей, у каждого — свои интересы в деле, практически каждый может оказаться убийцей. Магическая составляющая произведения тоже подчинена законам логики, посему с самого начала читатель знает, у кого на руках могут быть волшебные козыри и как их можно использовать.
Увы, классический детектив хорош тогда, когда, имея перед глазами практически весь расклад, читатель все-таки не может самостоятельно вычислить убийцу. Здесь же при желании нужные имена всплывают в уме после прочтения первой трети текста. В результате финал разочаровывает — нужна «изюминка», а ее нет!
Идейная составляющая в книге имеется. Шумская продолжает исследовать природу власти, споря с утверждением о том, что «абсолютная власть развращает абсолютно». С точки зрения автора, если относиться к власти, как к любой другой работе, можно достичь неплохих результатов. Эх, эти бы слова — да реальным политикам в уши!
Увы, стилистически книга не слишком хороша. Встречаются отдельные речевые ошибки. Иногда приходится гадать, кто из персонажей произнес ту или иную реплику. Однако по сравнению с примитивным языком первой книги прогресс автора очевиден.
Итог: небезынтересная попытка создания классического детектива на базе фэнтези.
Цитаты
Что-то в ней было такое... из прошлых веков. Спокойное и исполненное достоинством.
«Я просто много раз видел, как один дурак рушил все, что долгие годы нарабатывали умные люди. Ломать же не строить. Можешь считать, что я параноик, но я не хочу, чтобы эта вещь оставалась в стране. Из-за нее уже погибло несколько человек, равно как и жизни она загубила кое-кому. Я не знаю реальную силу этой цацки, но рисковать нет ни малейшего желания» (Джейко Тацу).