Алексей Иванов «Корабли и Галактика»
«Корабли и Галактика» Фантастика, космический боевик * Вид книги: Роман, повести * Издательства: АСТ, Транзиткнига * Выход: 2004 * Серия: Звездный лабиринт Назад в будущее Славу (или, по крайней мере, популярность) Алексею Иванову принесли две книги, вышедшие в 2003 году: “Географ глобус пропил” и “Чердынь — царица гор”. Первая вещь — не фантастическая вовсе, вторая — имеющая отношение скорее к жанру исторического романа, чем к НФ. Однако свой путь в литературу пермский писатель начал еще в конце восьмидесятых. Именно тогда он вместе с Сергеем Лукьяненко и Владимиром “Вохой” Васильевым принял участие в одном из знаменитых Дубултовских семинаров. Чуть позже, в начале девяностых, состоялся его дебют в журнале “Уральский следопыт”. За несколько лет в периодике было опубликовано две его повести и роман, после чего Алексей Иванов замолчал на десять лет. Сборник “Корабли и Галактика” включает практически все фантастические произведения, написанные автором в начале литературной карьеры. Заглавный роман книги отдаленно напоминает сценарий полнометражного анимационного фильма вроде французских “Детей дождя”. Яркий до аляповатости, почти гротескный мир, где космическая крепость может быть сложена из кирпича, а на поиски одного бунтовщика отправляют “триста шесть патрульных групп, насчитывающих восемьсот двадцать два трансгалактических броненосца-носителя, двести восемьдесят три сверхтяжелых фрегата, вооруженных планетарными аннигиляторами, пятьсот сорок сторожевых станций... четыре космических цитадели высшей защиты и двадцать пять тысяч сорок боевых модулей”, хорошо смотрелся бы на широком экране. Местами пафосный, местами сентиментальный сюжет, романтика бескомпромиссной борьбы за свободу, за право человека самому выбирать свою судьбу и вести к звездам космические корабли... Для молодой фантастики начала 90-х все это было очень характерно. В блестящей повести “Охота на “Большую Медведицу” Алексей Иванов предлагает взглянуть на эту “бескомпромиссность” совсем под другим углом. Увлекшиеся ролью борцов за справедливость, подростки, путешествующие на космическом корабле вместе с родителями, становятся причиной гибели невинных людей. Увлекательная игра приводит к кровавой развязке. Начавшись, как подростковая повесть в стиле Кира Булычева, “Охота...” оборачивается высокой трагедией. В свое время эта вещь вызвала в фэндоме множество противоречивых откликов. Одни восхищались смелостью автора, другие были возмущены эклектикой, недопустимым, с их точки зрения, смешением стилей. В следующей повести, “Земля-сортировочная”, Алексей Иванов пошел на еще более смелый эксперимент. Перед нами полная иронии история о вторжении пришельцев в маленький провинциальный городок, написанная от лица подростка, принявшего самое активное участие в этих событиях. Каждую главу сопровождает пародийный постскриптум, написанный языком школьного сочинения. К сожалению, из нового варианта предисловия к повести исчезла ссылка на авторов, чьи произведения откровенно пародирует Иванов — Александра Мирера (с романом “Дом скитальцев”) и Владислава Крапивина. Впрочем, квалифицированный читатель и сам быстро разберется, откуда тут ноги растут. Отойдя в 1990-х от литературы, Алексей Иванов надолго выпал из поля зрения любителей фантастики. Однако выход романа “Сердце пармы”, где автор на полную катушку использует фантастический прием, а теперь и этого сборника, внушает определенный оптимизм. Кто знает, может быть, возвращение Иванова к фантастике еще состоится — на новом качественном уровне, разумеется? В самом деле, почему бы и нет — с его-то тягой к творческим экспериментам?
|