Майк Кэри «Мой знакомый призрак»
Оригинальное название: The Devil You Know * Мистический детектив, городское фэнтези, нуар * Вид книги: роман * Пер.: А. Ахмерова * Издательства: АСТ * Выход: сентябрь 2008 * Серия: Холод страха * Цикл: Феликс Кастор * Номер в цикле: 1 Изгоняющий дьяволовМайк Кэри — очень известный английский автор комиксов. И
речь идет не о попсовой жвачке. На счету Кэри — работа над миром Сэндмена и
Люцифера, причем считается, что именно Майку лучше всех удалось передать дух
этих графических романов, придуманных Нилом Гейманом. Еще один хитовый проект, серия
Hellblazer, успешно сотрудничает Кэри и с Marvel Comics. В общем, знатокам имя
этого британца известно с самой лучшей стороны.
«Мой знакомый призрак» — дебютный «традиционный» роман Кэри,
но этого совершенно не чувствуется. У большинства авторов самые первые книги
несут на себе отпечаток чего-то нового, ранее для них неизведанного. А в Кэри
как будто вселился дух испытанного критиками и временем талантливого
литературного бойца, за спиной которого солидный профессиональный стаж,
исчисляемый десятком романов...
Итак, Лондон. Город тумана и дождя. Солнце здесь выглядит
забытым приятелем беззаботных юношеских лет, с которым вы случайно столкнулись
на улице и разошлись, небрежно раскланявшись. Когда-нибудь вам суждено
встретиться вновь — но не сейчас, не в этой жизни. Сумрак постепенно затягивает
вашу душу в свои цепкие объятия, и на сердце поселяется тьма, грозящая стать вечной.
Этот город велик и страшен одновременно, и ничего удивительного, что однажды
мертвые решают вернуться в мир живых. Впрочем, возвращение нежити происходит не
только в Лондоне и не выглядит таким уж катастрофичным. Во всяком случае, пока...
Просто рядом с людьми селятся неупокоенные души, ставшие призраками; на
кладбищах некоторые мертвецы восстают из могил, обратившись в зомби; злобные
духи могут завладеть телом животного, сделав из него луп-гару — перерожденного
оборотня. И даже в человека иногда способен вселиться самый настоящий демон из
Ада.
Но люди — как тараканы, могут приспособиться к чему угодно.
Даже к возвращению своих мертвецов. Так в списке легальных профессий появились «изгоняющие
нечисть», к которым окружающие относятся с опаской и недоверием.
Феликс Кастор видел призраков с раннего детства. Просто не
говорил об этом — ведь никому не хочется считаться психом, верно? А лет 10 назад
мертвецы стали возвращаться, и умениям Феликса нашлось применение. Но Кастор не
просто видит духов, он способен их изгонять с помощью музыки. Несколько лет
Феликс зарабатывал себе этим на жизнь, пока не произошло несчастье. Его давний
друг Рафи попытался вызвать подлинного демона и преуспел в этом — вот только
нежить оказалась не каким-то там замухрышкой, а самым настоящим принцем Ада,
великим Асмодеем. Надеясь выручить друга, Феликс вмешался — жизнь Рафи спас, но
лучше бы он этого не делал... Мучимый совестью, Кастор решил завязать с
экзорцизмом. Но однажды он попал в ситуацию, когда пришлось вытащить из сундука
привычные причиндалы и отправиться в новый поход — изгонять зарвавшегося духа.
Вот только результат оказался труднопредсказуемым, а процесс — смертельно
опасным...
Если Кэри с кем-то сравнивать, то первыми на ум, безусловно,
приходят Джим Батчер или Саймон Грин. Но Кэри выигрывает возможное состязание,
даже не вспотев. Главное — конечно же, атмосфера. Кэри не пытается, подобно,
скажем, Грину, создавать невероятно причудливые локации для действия своих
героев. Декорации романа довольно скудны — улицы и дома Лондона поданы без
аффектации, без навязчивой «готишности», которой частенько злоупотребляют
авторы современного фантастического нуара. Просто пасмурный город, в котором
обычные люди влачат свои пасмурные жизни. Хотя юмору в книге тоже найдется
местечко — но циничному, с явным кладбищенским оттенком.
Нуар — пожалуй, именно в этом таится секрет книги. Наверное,
для создания атмосферы подлинного нуара нужен особый строй души. Откуда он
возникает? Жизненный опыт? Врожденная или приобретенная способность выцедить из
прочитанной классики ее сердцевину, отделив плевелы? Кэри не злоупотребляет
отвратительными кровавыми подробностями, не пытается давить на мозг читателя
вымышленными кошмарами. Его книга построена на полутонах, но почти безо всякого
нажима писателю удается создать атмосферу подлинного страха. Однако «Мой
знакомый призрак» — не хоррор, а именно фэнтезийный нуар. Нуар великого Рэймонда
Чэндлера — осенний дождь, который надолго поселился в вашем сердце...
Впрочем, одной атмосферой достоинства романа не ограничиваются.
Имеется довольно запутанная, но продуманная детективная интрига — без явных «роялей
в кустах», которыми слабосильные авторы с такой заботливостью насыщают свои
опусы, дабы поддержать чахлых героев. Кульминация все же не обошлась без
счастливой для Кастора случайности. Но такое ведь бывает и в реальности, не так
ли? Повезло человеку, уцелел... Особого внимания заслуживают и герои, которых
Кэри создает с тщательностью опытного ювелира — штришок за штришком, слово за
словом, страница за страницей.
Итог: отличная книга для поклонников фантастического
нуара. Забудьте Джима Батчера, Саймона Грина и Лорел Гамильтон. Они более не
актуальны! Ведь у нас есть Майк Кэри — вновь выпустивший в мир дух великого
Рэймонда. Может, вступив с ним в астральный симбиоз?
|