Кристофер Прист «Экстрим»
Научная фантастика * Вид книги: Роман * Пер.: М. Пчелинцев * Издательства: Эксмо, Домино * Выход: апрель 2008 * Серия: Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир Интеллектуальный экстримАнглийский кудесник Кристофер Прист всегда выделялся среди
коллег по цеху умением внести в современную фантастику по-настоящему свежие
идеи — «Престиж» и «Гламур», вероятно, именно поэтому стали мировыми
бестселлерами. «Экстрим» — самый поздний из изданных в России романов писателя,
одновременно сочетает в себе новации с заимствованиями. Порочный мир, где
виртуальность служит наилучшим заменителем тоскливой повседневности, уже был
обрисован писателями и кинематографистами не один раз. Правда, Прист не стал
делать упор на картину далекого будущего, оставив читателя в нашем времени,
лишь добавив одно значительное допущение — экстравагантную возможность
погружения в альтернативную реальность, полностью имитирующую какое-либо
событие из жизни отдельного индивидуума.
Главная героиня романа Тереза Граватт служит в ФБР и ведет
независимое расследование, косвенным образом связанное с убийством ее мужа.
Постепенно она осознает, что в этом деле каким-то боком замешана та самая
повседневная виртуальная реальность.
Будучи мастером своего дела, Прист просто поделил книгу на
«реалистичную» и фантастическую части, при этом сделав НФ-составляющую лишь
фоном. По одну сторону мы видим обыкновенную одинокую женщину и забытую всеми
провинциальную пару, пытающуюся на гроши содержать некогда цветущую гостиницу,
а по другую — ту самую жестокую виртуальность, уже не кажущуюся мифом: Тереза
погружается в новый сценарий, в новое время, в разных людей, раз за разом
совершая в одних и тех же ситуациях совсем непохожие друг на друга действия. Порой
ее интересует структура созданного другими людьми мира, а порой она просто
получает наслаждение от невероятных сюжетов.
Книга Приста увидела свет в 1998 году, и писателю удалось
предсказать недалекое будущее: массовый уход в интернет и появление многочисленных
многопользовательских игр, легкий доступ к экстравагантным удовольствиям,
захват значительного сегмента рынка программного обеспечения независимыми
разработчиками, появление у пользователей уникальных псевдообразов-аватар с
вымышленным лицом и именем...
Может сложиться впечатление, будто Прист, повторяя чужие
идеи, все же сумел создать яркое самостоятельное произведение. Так оно и было
бы, если не обращать внимания на пару факторов, заметно сказавшихся на итоговой
оценке. Во-первых, сразу несколько ключевых идей романа буквально «слизаны» с
подзабытого ныне «Симулакрона-3» Даниэля Галуйе, послужившего базой фильма
«Тринадцатый этаж». Героиня «Экстрима» также сталкивается с ограниченностью
площади виртуальной реальности и проблемой появления там другого виртуального
мира, копирующего по всем техническим параметрам своего прародителя. Подход во
многом схож, как и многие общие выводы. Вторым «но» стал довольно нудный
предсказуемый сюжет: после прочтения книги можно буквально пятнадцатью
предложениями пересказать все действия Терезы. Обычно в подобных случаях авторы
качественного мэйнстрима насыщают свой текст тщательным изображением
внутреннего мира персонажей, подробным рассказом об их прошлом, модными ныне
«флэшфорвардами» («вспышки видения будущего») и прочими художественными
приемами. Увы, но в книге Приста ничего подобного не наблюдается — герои
абсолютно картонные: как мы ничего о них не знали поначалу, так ничего и не
узнаем в итоге. Мотивация их поведения в большинстве случаев непонятна, что остается
исключительно на совести автора.
Итог: если бы не существовало «Иноземья» Тэда
Уильямса, фильма «Тринадцатый этаж» и подобных им произведений, то «Экстрим»
смотрелся бы значительно свежее. Увы, побитый молью сюжет не спасают ни
фрагментарный «реализм», ни литературное мастерство автора. Знаменитый британец
написал неплохую книгу — но не более того. От Кристофера Приста мы вправе были
ожидать гораздо большего.
|