Воскресенье, 08 Дек 2024, 6:36 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7338
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

Мария Семенова «Там, где лес не растет»
Мария Семенова «Там, где лес не растет»


Первый из рода детей Кокориных

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать: после экранизаций «Волкодава» книги Марии Семёновой будут расходиться, как горячие пирожки. Еще до премьеры картины Николая Лебедева «АСТ» и «Азбука» завалили прилавки переизданиями с «кинообложками». «Эксмо» сделало свой ход летом — но вместо старых текстов в новой обертке предложило читателю свежий, нигде не публиковавшийся роман «матушки славянского фэнтези».

Семёнова сдержала слово: точка в истории Волкодава поставлена, продолжения не будет. Но никто не мешает вернуться в тот же мир с новым героем. Им стал молодой венн Коренга, калека с отнявшимися ногами, который в сопровождении верного полупса-полусимурана отправляется в дальний путь, чтобы найти избавление от родового проклятия. Разительный контраст с мрачным воином Волкодавом, исполняющим задачу эпического масштаба — покончить с преисподней Самоцветных гор! Однако смена центрального персонажа ничуть не сказывается на семёновской манере письма.

Писательницу по-прежнему волнуют проблемы этничности, народности. Ее герои существуют не сами по себе, не как сильные личности без роду без племени, а в рамках своих культур — веннской, сегванской, ирезейской... Эта тема раскрывается уже в названии: там, где лес не растет, неуютно оказаться воспитанному в чащобах Коренге. И напротив: среди деревьев молодой венн чувствует себя куда уверенее, чем морская воительница Эория. Традиции родных народов становятся для героев главным подспорьем в тяжелом пути. А вот Андарх, чуть ли не последний представитель некогда великой нации, озлобляется в отрыве от корней, ведет себя недостойно — и получает по заслугам. Но и замыкаться в собственной культуре, закрываться для новых веяний нельзя: ошибочность такого пути наглядно демонстрируют ирезейцы. Родные традиции должны быть стержнем личности, а не ее оковами.

А вот тема лжи и доверия, незнакомая безупречно честному Волкодаву, здесь выступает на первый план. Вынужденный скрывать свою истинную цель, Коренга задумывается и над рассказами встречных, пытается отделить правду от выдумки. И тем больнее бьет по нему собственная ложь, раскрытая Эорией. Надо сказать, что и сама Семёнова скупо, обмолвками и недоговорками открывает перед читателем интригу книги. До последнего мы пребываем в неведении о том, что же все-таки случилось с родом Кокоры, зачем его отпрыск отправился в странствие. И испытываем подлинное уважение к мастерству автора, когда все кусочки мозаики становятся на свои места.

Немалого таланта потребовала от Семёновой и концовка романа. Исцеление рода — это не обрушение Самоцветных гор и не уничтожение Кольца Всевластья, его сложно выписать ярко, красочно. Тем не менее, читатель остается в полной уверенности, что все лишения Коренги не пропали зря, что его страстная мечта о полете вернула детям Кокориным способность ходить по земле. И вместе с тем в выборе сверхзадачи для главного героя мне видится главный недостаток книги. Умом ты понимаешь: совершенное Коренгой действительно важно, может быть, не менее важно, чем подвиг Волкодава. Но род Кокоры, показанный только в воспоминаниях да рассказах героя, не становится близким для читателя, за его судьбу не переживаешь так, как переживал за Елень, за Эвриха, за Тилорна.

Итог: за вычетом этого недостатка перед нами книга, ничуть не уступающая «Волкодаву». Вряд ли, выйдя в девяностые, она наделала бы столько же шуму, как «русский Конан», но написана явно с большим тщанием и любовью, чем последние пара томов о Сером Псе.

Цитата

— Ты опоздал, Андарх. Голубая Луна отгорела в середине зимы.
«Нет, она будет осенью, — хотел поправить ее Коренга. — Всего-то переждать лето в лесу...».
Андарх улыбнулся.
— Мы придерживаемся иного счета времени, воительница. По нашей росписи года Голубая Луна будет светить через три ночи.

Научное фэнтези

В «Волкодаве» Тилорн варил жаростойкое стекло, а подземные мечи оказывались струями воды. В новой книге Коренга познает геологические процессы и изучает начала аэродинамики, пытаясь овладеть секретами полета. Кстати, деревянная птица героя — явная отсылка к начальной сцене кинофильма.

Присутствуют

знакомые герои
любовь и предательство

Отсутствуют

стихотворные эпиграфы
намеки на продолжение

Категория: Рецензии на книги | Добавил: Rakesha (15 Июл 2009) | Автор: Петр Тюленев
Просмотров: 1913 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)