Возвращение блудного Фрая Сказать, что эту книгу ждали, было бы неправильно. Также неправильно, как утверждать, будто бы ее очень ждали. Самое большое — надеялись на то, что она когда-нибудь появится, мечтали о ней в сокровенном уголке души. Кто? Многотысячные армии поклонников самого известного в нашей фантастике путешественника по мирам. Верные ценители историй таинственного Макса Фрая, те, кому посчастливилось полюбить его почти десять лет назад, с первой книги, и те, кто познакомился с ним недавно, из многочисленных переизданий. Почему? Потому что в последней повести знаменитого цикла “Лабиринты Ехо” писатель Макс Фрай поставил в приключениях своего литературного двойника сэра Макса точку — жирную, окончательную и бесповоротную. Многотомный рассказ о Тайном Сыске волшебного города Ехо закончен. На долгие годы писатель ударился в “большую литературу”: экспериментировал с постмодернизмом, составлял антологии чужих произведений. И тут — как гром среди ясного неба: Тайный Сыск снова в деле. Как так?
“Много историй о тайных сыщиках из Ехо было рассказано; еще больше историй осталось общим достоянием автора и персонажей... Можно было бы молчать и дальше, но рассказчику не хочется, чтобы все эти прекрасные вещи, которые он видел — наяву ли, во сне ли, “на границе между светом и тенью”, — пропали навсегда, растворились в темноте, под его закрытыми веками. Поэтому старые друзья собираются вместе, на далеком острове, где десять дней в году пока дует ветер Хабабура, возможно абсолютно все. Даже невозможное...”
Впрочем, и этой аннотации всецело доверять не следует — как и всему связанному с Фраем. В “Хрониках Ехо” нет ни слова ни о ветре Хабабура, ни о далеком острове. Есть — уютная кофейня в мире, некогда созданном воображением самого Вершителя сэра Макса. Место, где гостеприимство отплачивают историями, — а кто еще умеет рассказывать так интересно и увлекательно, как сэр Макс и его возлюбленная леди Меламори? И мы, украдкой подслушавшие их повествование, погружаемся в прошлое, ищем там неповторимого фраевского аромата былых приключений в Ехо. Мозаичных мостовых, загадочного вкуса камры и немудрящих шуток старого доброго сэра Макса.
Все это здесь есть: спешу заверить, что увлечение Фрая “мэйнстримом” сказалось только на обрамляющей истории, которая, в принципе, не так-то уж и важна. Но годы не проходят бесследно — как для писателя, так и для его героев. В классический фраевский букет примешивается запах книжной пыли. Сэр Макс и леди Меламори рассказывают о своих приключениях — но рассказчики старше и куда опытнее персонажей. Оно и понятно: в начале книги автор предупреждает, что читать “Лабиринты Ехо” для понимания “Хроник” вовсе не обязательно. Это — новый цикл о старых героях, и неудивительно, если они внезапно покажутся вам незнакомыми.
В остальном Макс Фрай остается Максом Фраем. “Фирменный” легкий стиль, заставляющий порою забыть про еду и сон. Стройный детективный сюжет — просто удивительно, как много нового может открыться в, казалось бы, исписанном вдоль и поперек мире. Ненавязчивая и непринужденная житейская мудрость, после которой неволей глядишь на мир немножко по-философски. И, конечно, мощнейший психотерапевтический эффект, который признают даже фраененавистники: отгоняет зимне-весеннюю депрессию, как минимум, на месяц.
Рискуя пасть жертвой ценителей “большой литературы”, я, тем не менее, не могу не приветствовать — стоя и аплодисментами — “Хроники Ехо” и все, что за ними последует. Да и для самого Фрая это вовсе не шаг назад, а переход на новый виток творческой спирали. Так что будем наслаждаться новыми историями про Ехо, пока автора снова не занесло в постмодернизм.
Это интересно “Хроники Ехо” — первый том Макса Фрая с обложкой зеленого цвета. До этого абсолютное большинство его книг выходили в оранжевых тонах. Возможно, резкое изменение оформление призвано подчеркнуть разницу между старым и новым циклом о городе Ехо.
Первая книга о Тайном Сыске города Ехо — “Лабиринт” (“Чужак”) — издавалась с 1996 года пять раз. Ее общий тираж — 57000 экземпляров.
Макс Фрай — коллективный псевдоним Светланы Мартынчик и Игоря Степина. Последний, в частности, иллюстрировал старую серию “Лабиринты Ехо”.