Еще одна дверь в стене
Если, отбросив эмоции, попытаться проанализировать книги Макса Фрая, то выяснится, что описания в них многословны и затянуты, сюжеты не блещут оригинальностью, а герои — странные типы, каких в реальности и не водится... Многие назовут его творчество графоманией. И ошибутся.
Ибо Фрай — из тех авторов, которые берут атмосферой. Все его книги очень личные. И если ваша волна как читателя хоть чуть-чуть совпадает с авторским настроем, то даже простые, вроде бы очевидные его мысли будут несказанно радовать читательское сердце. Такие книги снимают с полки, когда грустно или подступает депрессия. Их светлый настрой, обыденная волшебность и легкость чтения поддержат в трудную минуту, поднимут настроение и вернут желание жить. Во многом — тот самый эскапизм, в котором Фрая постоянно обвиняют. Но этот эскапизм — правильный. Уйти на пару часов в книгу, чтобы вернуться в наш мир бодрым и полным сил. Не каждому автору под силу дать подобное своим читателям!
«Ключ из желтого металла» в полной мере демонстрирует все достоинства и недостатки Фрая. Сюжет — простая история, обыгрывающая «Золотой ключик» Алексея Толстого. Главный герой — бездельник и сибарит, у которого все получается из-за правильного отношения к миру. Отрицательных персонажей нет вовсе. Это все записываем в плюсы, как и мистически красивую атмосферу старых европейских городов: Кракова, Праги, Вильнюса. Но тут же читатель наталкивается на выбивающие из настроя легкие матюжки, плоские шутки, пережевывание одной и той же мысли по нескольку раз, временами необъяснимые поступки героев. Вдобавок видно, что автор с крупной формой не в ладах: динамика начала и конца книги в середине исчезает, и повествование топчется на месте. Но главная проблема все же — самоповторы. В «Ключе» нет ни единой свежей, в сравнении с циклом о Ехо, мысли. Все это уже было, пусть и немного в другой форме. А хочется развития авторских идей, чего-то большего, нового.
Итог: для тех, кто с творчеством Фрая не знаком, «Ключ» — отличный повод или влиться в ряды поклонников автора, или заявить, что «там слишком много едят». Для тех же, кто давно почитает сэра Макса, эта книга — долгожданный «почтикакеховский» Фрай.
Цитата
Единственное, что вам угрожает в моем доме, это скверный кофе. Но его всегда можно разбавить сливками. Поэтому, пожалуйста, не уходите.