Гленда Ларк «Оскверненная»
Время ПеременыК окончаниям циклов отношение всегда особое. Удалось ли
автору свести все линии воедино, завершен ли логически финал, каково
впечатление в целом — за все в ответе заключительная книга. Но что, если
главный темный маг был убит в конце второго романа, а из предыдущих интерлюдий
известно, что случится с Райскими островами в будущем? О чем можно написать 500
с лишним страниц? В таких случаях можно неспешно добивать уцелевших приспешников
злодея, и Ларк использует этот сюжетный ход сполна. Вот только «приспешник» — нерожденный
еще ребенок одной из главных героинь. Обычный ребенок, одним своим существованием
делающий мать колдуньей.
Но это лишь одна из линий, гораздо интереснее судьба магии
вообще, которая, как и подозревали герои ранее, является... болезнью. С подачи
автора мы уже знаем, что через 50 лет на Островах магии не будет. Тем
интереснее следить, как вершится история, меняется сама суть мира. И пусть не
все правдоподобно, пусть некоторые моменты излишне пафосны, но автору удалось
создать впечатление грандиозности событий.
Повествование — рассказ очевидцев, потому каждый новый
рассказчик добавляет что-то свое, ранее нам неведомое. В «Оскверненной» к
наемнице Блейз и врачу Келвину добавляются Руарт, который до смерти главного
злодея был птицей, и юноша Эларн, чья история позволяет лучше понять светлых
магов- Хранителей. И воедино все истории связаны дневником девушки, читающей рассказы
очевидцев о событиях далекого прошлого. Используя этот прием, Ларк создала еще
одну линию сюжета, показывая взаимодействие двух разных культур. Причем подход
этнографов к легендам о магии и нечеловеческой расе очень похож на отношение европейцев
18 — 19 веков к «нецивилизованным» народам.
Итог: начав трилогию как простенькое героическое
фэнтези, Ларк превратила историю наемницы Блейз в рассказ о том, как за
несколько лет может измениться мир, если есть люди, готовые отдать все силы на
благо других. И пусть автору не все удалось одинаково хорошо, но третий роман и
цикл в целом выходят за рамки стандартного фэнтезийного чтива.
|