Сергей Лукьяненко «Конкуренты»
Московский журналист Валентин Сафонов абсолютно случайно
наткнулся на странное объявление, согласно которому набирались пилоты и
обслуживающий персонал для операций в дальнем космосе. Объявку можно было б
счесть призывом к поклонникам очередной эрпэгэшки, если бы не странная бумага,
которая и в огне не горела, и в воде не тонула. В общем, повинуясь безотчетному
порыву, Валентин позвонил в контору «Звездный час» и, приехав туда, узнал
странную историю. Оказывается, все абсолютно всерьез. Вербуешься на три года —
причем сам остаешься на Земле, а твоя точная копия отправляется к звездам
приключаться на всю катушку. Ежели не убьют — дубль вернется обратно и две
памяти сольются воедино. Невероятная авантюра с доставкой на дом — и никакого
риска для «оригинала»! Естественно, Сафонов в байку не поверил (а вы бы
поверили?). И после «копирования» отправился домой с твердой уверенностью
вывести всех на чистую воду. Ну, журналюга дошлый — что возьмешь...
Тем временем Сафонов-бис оказался на космической станции
«Плюшка» и с места в карьер окунулся в пучину приключений. Погони, битвы,
немного секса и детектива... События развиваются параллельно: оба Сафоновых и
некоторые другие «близнецы» действуют в космосе и на Земле, пытаясь разобраться
в происходящем. Естественно, успешно. Чтобы простые русские люди позволил
всяким инопланетным жучилам водить себя за нос? Да ни в жисть!..
Впечатление от «Конкурентов» двойственное — и это еще мягко
сказано. Сергей Лукьяненко — хороший писатель. Бог с ними, с «Дозорами», с этой
феноменальной популярностью, от которой как-то не по себе, ибо отправная точка
явно не соответствует конечному результату... Но Лукьяненко действительно умеет
писать, причем делает это разнообразно и интересно. И «Конкуренты» вещь весьма
читабельная, но!
От свежего полноценного романа автора, обретшего статус
«самого-самого» современного отечественного фантаста, поневоле ждешь
чего-нибудь эдакого. В сюжетном или идейном плане, или даже в
нравственно-философском... Как говорится, noblesse oblige — в смысле, если
вытащил рыбку из пруда, не говори, что не дюж, иначе шапка Мономаха упасть
могёт. Но с этим пресловутым «оближом» напряг. В романе полным-полна коробушка
заимствований — от Хайнлайна и Фармера до Пратчетта и телесериала «Остаться в
живых». Может, это новшество такое — постмодернизм или еще какой-нибудь «-изм»?
Запишем в плюс, что в книге есть Идея — что для нашей
современной фантастики чуть ли не подвижничество. Заполонившие прилавки молодые
и хваткие Пупкины бегут всяческой идейности, как черт ладана. Нет, смысл в их
опусах все же имеется — к примеру, добро всегда победит! Свежо! Ново! Или,
наоборот, «что естественно, то не безобразно»! То есть ежели герою-обывателю
хочется чего-то романтического — жратвы от пуза, секса до посинения или
победительного мордобоя, то оный «перс» (а с ним и читатель) обязан всего этого
получить в избытке. А всякие прочие мысли надо гнать — нафиг, нафиг! Иначе
массовому читателю с его патологическим желанием отключить «моск», не говоря уж
о сердце и душе, это не понравится! Покупать же не будут!
В «Конкурентах» Идея налицо... но уж больно хлипкая. Сытое
общество обречено на загнивание? Работа превращает человека в обезья... Тьфу, в
смысле, наоборот? Живи мы где-нибудь на островах Полинезии, такие мысли могли
бы показаться «свежачком». Но... Опасение, что завершение эпохи «фронтира»
подвело человечество к черте массовой деградации, давно обуревает западных
фантастов. Ибо «они» захлебнулись обывательской сытостью гораздо раньше нас.
Именно отсюда растут ноги киберпанка и современной антиутопии. Хм, уныло как-то
получается... Вроде в одном болоте барахтаемся — только у них оттуда выныривает
«Нейромант», а у нас — «Конкуренты».
А может, книга Лукьяненко — вообще «по приколу»? Какой
по-настоящему маститый фантаст будет писать игровую новеллизацию всерьез?
Пожалуй, это единственно разумное объяснение, которое приходит в голову:
Лукьяненко вздумалось немного поиграть с читателем. Правда, сей «игре» не
хватает остроумия и легкости...
Конечно, есть в романе весьма приятственные моменты — когда
автор, наплевав на абсолютно картонную космооперную чепуху, показывает нашу
обыденную жизнь. И толковые наблюдения прорезываются, и меткие словечки... Увы,
словно спохватившись, Лукьяненко вновь переносится в космос, дабы погрузить
читателя в лабиринт насквозь штампованного «приключалова» и «чукалова». Вы
просите песен, их есть у меня. Жаль только, это не «Песни Гипериона»...
Итог: лучше, чем у многих, но хуже, чем могло бы
быть. Крепкая и профессиональная ремесленная работа, написанная исключительно
ради денег. В этом нет греха — но не мелковато ли для «грандмастера», любая
книга которого расходится, как ледяное пивко в знойный полдень? Ведь для денег
есть «Дозоры»... Хотелось бы чего-нибудь и для души!
|