Александр Прозоров «Слово воина»; Игорь Пронин, Александр Прозоров «Паутина зла»
Боевое фэнтези * Вид книги: Роман * Издательства: Лениздат, Ленинград * Выход: 2004 * Серия: Ведьмак * Номер в цикле: 1 Игорь Пронин, Александр Прозоров «Паутина зла» Боевое фэнтези * Вид книги: Роман * Издательства: Лениздат, Ленинград * Выход: 2004 * Серия: Ведьмак * Номер в цикле: 2 Ведун и ведьмак — братья навек? Эта эпидемия началась в 1986 году, когда в польском журнале "Фантастика” появился первый рассказ Анджея Сапковского про ведьмака Геральта, "на коммерческих началах” истребляющего разнообразную нечисть и нежить. Вечный чужак и изгой, обладающий, однако, мощным обаянием, он сразу завоевал сердца читателей. Сначала повальное увлечение ведьмаком захлестнуло Польшу, затем перекинулось в Венгрию, а к 1996 году добралось и до России. Именно в этом году на русском языке вышел первый роман из эпоса Анджея Сапковского, переведенный Евгением Вайсбротом. И пошло-поехало: "Охота на дикие грузовики” Владимира Васильева, "Осенний лис” и "Драконовы сны” Дмитрия Скирюка, "Умереть и воскреснуть, или Последний и-чу” Леонида Смирнова — клоны Геральта в отечественной фантастике начали появляться один за другим. Количество их продолжает множиться по сей день. Серия "Ведун” — всего лишь очередной логический шаг в этом направлении. В романе "Слово воина”, открывающем цикл, наш современник Олег Середин, поднаторевший в историческом фехтовании и в "древнерусских” оккультных практиках, во время одного из обрядов непонятным образом проваливается в глубокое прошлое. Знания и умения, полученные главным героем в спортивно-реконструкторском клубе "Остров Буян”, помогают ему быстро освоиться в дохристианской Руси и занять примерно ту же нишу, которую занимал в своем мире Геральт, став беспощадным истребителем чудовищ, грозой оборотней и кикимор, чернокнижников и упырей. Автор этой книги, Александр Прозоров, известен читателям прежде всего по произведениям, составившим костяк серии "Боярская сотня” (о группе ролевиков, угодивших в эпоху Ивана Грозного), так что опыта ему не занимать. Во втором романе цикла, вышедшем почти одновременно с первым (над ним Прозоров работал уже совместно с Игорем Прониным) главному герою предстоит столкнуться со Старшим злом и разрешить морально-этическую задачку, перед которой, пожалуй, спасовал бы сам Геральт. Грань между добром и злом размывается, ее так легко перешагнуть — ведуну с большим трудом удается пройти по лезвию бритвы, не перешагнув черту. Сокрушительный успех Анджея Сапковского и его многочисленных подражателей в современной России, на мой взгляд, сродни успеху детектива noir во Франции. "Черный” роман с напряженным детективным сюжетом, главный герой которого сам зачастую не знает, действительно ли он сражается на стороне светлых сил — чем не "Паутина зла”? Разве что действие тут происходит не в городских трущобах, а среди идиллических сельских пейзажей Древней Руси... Которая, впрочем, на ту Русь, которая известна нам по исследованиям историков, похожа лишь отдаленно. Ну да на то и фэнтези, чтобы волшебно преображать описываемый мир — страны, по которым путешествует персонаж Сапковского, тоже лишь отдаленно напоминают Польшу. Создатели нового проекта сделали сильный ход, сразу проведя параллель между ведуном и ведьмаком. Будущее покажет, удастся ли писательской команде, работающей под началом Александра Прозорова, сделать Олега Середина столь же популярным персонажем, как Геральт Сапковского — или хотя бы как Геральт Владимира Васильева.
|