Пятница, 26 Апр 2024, 7:01 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Любите Литрес?
Всего проголосовало - 4199
Результаты

Начало » Статьи » Рецензии на книги

«Мифы мегаполиса»
«Мифы мегаполиса»


Составление тематического сборника — едва ли не самая сложная задача для редактора, работающего с современной отечественной фантастикой. Составить ежегодник сравнительно просто: отбираешь лучшие произведения в том или ином жанре, сортируешь их согласно собственным представлениям о литературе, и книга готова. Другое дело — тематическая антология. Тут мало собрать под одной обложкой качественные тексты, надо добиться от писателей верного понимания задачи и провести тщательный, придирчивый отбор. У Андрея Синицына, который выступил в роли составителя антологии «Мифы мегаполиса», это обычно получается: в качестве примера можно привести сборник «Человек человеку — кот», изданный еще в 2004 году.

Новая книга процентов на девяносто состоит из произведений крепких профессионалов, от Сергея Лукьяненко и Олега Дивова до Леонида Каганова и Олега Овчинникова. Новых имен ровно два: Антон Соловьев и Евгения Ремиз, и на фоне остальных участников антологии они смотрятся довольно бледно. Кроме того, последний автор еще и радует нас чудесными фразами вроде: «С ее уст слетали обрывки мыслей» (Евгения Ремез, «Последняя жертва»).

Как несложно догадаться, во всех произведениях сборника важное место занимает Город — современный европейский мегаполис, населенный самыми разными людьми (справедливости ради замечу: написать произведение, действие которого происходит в наши дни, и ни разу не упомянуть городские реалии — это надо суметь). Иногда Город остается всего лишь местом действия, фоном, на котором происходят странные, загадочные события, иногда становится едва ли не главным героем. Словно заправская кокетка, мегаполис поворачивается к читателю то одним, то другим боком. В новелле Дмитрия Колодана и Карины Шаинян «Над бездной вод», напоминающей неспешные сочинения Джеймса Блэйлока, безобидный чудак исследует кишащую удивительными созданиями подземную канализацию. Герои «Московских джедаев» Василия Мидянина, напротив, берут штурмом башню РАО ЕЭС «Россия», оплот столичных ситхов: кровища щедро брызжет в объектив. А действие «Песочницы» Владимира Березина и вовсе происходит, сами понимаете, в детской песочнице...

Что же объединяет все эти тексты? Прежде всего — «чернуха», негатив, так и прущий из каждого произведения. Как выясняется, почти у всех наших фантастов Город с его особой атмосферой вызывает исключительно негативные ассоциации. Тут живут влюбчивые, но от этого не менее кровожадные вампиры (Кирилл Бенедиктов, «Объявление»), телепатически связанные друг с другом коты-убийцы (Лора Андронова, «Фелидианин») и маньяки, «отсылающие ролевиков в Средиземье» посредством отсечения головы (Андрей Николаев, «Интоксикация»). Здесь малолетние Иные в упор расстреливают заговоренными пулями магов-инсургентов (Сергей Лукьяненко, «Мелкий дозор»), а бригадные генералы с чеченскими фамилиями предлагают русским покинуть территорию Москвы и предлагают за это два с половиной ящика водки и бабу (Олег Дивов, «Стояние на реке Москве»). Город сводит своих обитателей с ума (Олег Овчинников, «Операторы односторонней связи»), он высасывает из них жизнь (Анна Ли, «Приемный пункт») и убивает множеством других способов. По сути, в антологии только один отчетливо позитивный рассказ: «Скромный гений подземки» Владимира Васильева. Только здесь Город и человек помогают друг другу вырасти, стать лучше и чище.

Итог: довольно удачный сборник, если говорить о вошедших в него текстах. Не сомневаюсь, что некоторые произведения еще встретятся нам в номинационных списках «жанровых» премий. К сожалению, в техническом плане книга сделана удивительно небрежно: опечаток в «Мифах мегаполиса» просто море. В рассказе Игоря Пронина «Полный стакан» Василий Матвеевич то и дело превращается в Матвея Васильевича. В заголовках меняются местами имя и фамилия автора: «Сергей Лукьяненко, Олег Дивов, Сергей Чекмаев»... и вдруг — «Соловьев Антон». На всем лежит печать поспешности, небрежности — и это более чем странно для книги, тираж которой составил уже около двадцати пяти тысяч экземпляров (без учета возможных допечаток).

Категория: Рецензии на книги | Добавил: HailoM (01 Янв 2009)
Просмотров: 1974 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)