"Рваная грелка" (подробные правила см. по адресу: www.svenlib.ru/48-6/index.htm) — самый популярный литературный конкурс в фантастическом Рунете. Правила его довольно просты: за 48 часов участникам "Грелки" необходимо написать произведение объемом не менее 5 тысяч знаков, на тему, предложенную арбитром конкурса — как правило, маститым и широко известным писателем. Кроме того, арбитр вправе дать дополнительное условие для усложнения задачи: например, чтобы каждый рассказ, независимо от содержания, начинался с одной определенной фразы. Конкурс предельно демократичен — принять участие в нем может любой человек, имеющий доступ к электронной почте и худо-бедно освоивший текстовой редактор. Ясно, что при таких условиях бурного потока графомании не избежать. Однако не брезгуют "Грелкой" и писатели-профессионалы, чьи книги можно увидеть на каждом лотке. В разное время в конкурсе участвовали Сергей Лукьяненко, Олег Дивов, Юлий Буркин, Леонид Каганов, Юрий Бурносов и другие. Показать "высший пилотаж" в условиях жесткого дефицита времени, скрупулезно соблюдая все правила — задача непростая, и тем соблазнительная для профессионала. При этом рассказы, порожденные "Грелкой", часто не уступают другим вещам этих авторов, а "Эпос хищника" Леонида Каганова был даже удостоен премии "Странник", одной из самых престижных в отечественной фантастике. Однако до недавнего времени все попытки издать сборник лучших произведений, созданных в ходе конкурса, наталкивались на полное непонимание издателей. Пробить эту стену удалось лишь Сергею Лукьяненко, подготовившему сборник "Псы любви" из рассказов, посвященных "испытанию на способность любить и последствиям этого испытания".
И вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что арбитром, сформулировавшим эту тему, выступил Ник Перумов — на чем его участие в конкурсе и закончилось. Однако обложка и переплет "Псов любви" удивительным образом оказались увенчаны его фамилией, набранной самым крупным шрифтом: у покупателей (да и у книготорговцев) не может не создаться четкого ощущения, что перед ними новая книга Николая Данииловича, а вовсе не сборник произведений преимущественно молодых авторов.
Скандал разразился мгновенно — и продолжает набирать силу. Николай Перумов, оскорбленный появлением своей фамилии на обложке книги, в которой ему не принадлежит ни строчки, грозит издательству судебным разбирательством. Представители "АСТ" стыдливо прячут глаза, но с официальными извинениями не спешат. "ЭКСМО" судиться с конкурентами вроде бы не собирается, но и своего автора обещает в беде не бросить. Издательское сообщество дружно считает деньги в чужих карманах, прикидывая, что "АСТ" выиграет на внезапной рекламе, а что потеряет в результате иска.
О литературном уровне сборника, между тем, все благополучно и думать забыли. Напрасно: "Псы любви" мало уступают, скажем, ежегоднику "Фантастика" — то есть примерно четверть рассказов можно спокойно читать без скидок на специфику "грелочного" жанра. В основном, правда, за счет вещей крепких профессионалов — Сергея Лукьяненко ("Мы не рабы"), Леонида Каганова ("Любовь Джона Ки") и т.д. Да, многие произведения несут неизгладимую печать ученичества — как, собственно, и следовало ожидать от рассказов, написанных в рамках конкурса на строго заданную тему за 48 часов. И все же Сергей Лукьяненко, пробивший этот проект, сделал большое и доброе дело. Публикация первого рассказа тиражом 20000 в престижной книжной серии — для молодого автора сложно придумать более весомый стимул к дальнейшему творческому развитию. Жаль, что репутация "грелочного" сборника оказалась раз и навсегда подмочена благодаря скандалу, и вряд ли кто-нибудь рискнет теперь выпустить подобную книгу по результатам других туров конкурса.