Если еще год назад на звание самого популярного отечественного фантаста могло претендовать несколько писателей, то летняя премьера “Ночного дозора” решительно изменила соотношение в пользу Сергея Лукьяненко. Неудивительно, что его новый сборник “Гаджет”, в который вошли написанные автором за последние два года произведения, появился на прилавках гигантским тиражом в сто тысяч экземпляров. Томик состоит из пяти разделов. В первом — “Стройка века” — собраны иронические рассказы писателя. “Кровавая оргия в марсианском аду”, “Новая сказка”, сама “Стройка века” — ехидный взгляд Лукьяненко на привычные атрибуты этого мира: телемагазины, трэш, быстро развивающиеся технологии и даже на любовь.
Во второй раздел — “Донырнуть до звезды” — вошли произведения, написанные для сетевого конкурса “Рваная грелка”. В “Рваной грелке” анонимно может принять участие любой желающий. Для этого необходимо узнать тему конкурса и за сорок восемь часов написать рассказ. На мой взгляд, автору особенно удались “Гаджет” и “Не спешу”. В “Гаджете” рассказывается о студенте, дозволившем за небольшую плату и отложенную сессию провести над собой эксперимент. Ну, а в изящном “Не спешу” весьма неожиданно показаны взаимоотношения современных Фауста и Мефистофеля.
Третий раздел — “Ремарка” — наполнен шутливыми рецензиями на ненаписанные книги Александра Громова, Марины и Сергея Дяченко. Также автор написал “отзыв” на книгу Ярослава Зарова, одного из персонажей своего романа “Осенние визиты”. Кроме того, нельзя не отметить пародию на собственные произведения, которую Сергей Лукьяненко озаглавил “Если бы я писал Красную Шапочку...”.
Четвертый раздел — “Периодическая тризна” — показался мне особенно интересным. В него вошли любопытные статьи, в которых автор с усмешкой отстаивает право писателей творить так, как они того хотят, дает ценные наставления новичкам, рассуждает о научной фантастике. А также кое-что рассказывает о том, как шла работа над фильмом “Ночной дозор”.
Завершается том роскошной повестью “Калеки”, продолжением “Генома”. Алекс и его новый экипаж пытаются за кругленькую сумму денег покорить лучший во всей вселенной боевой корабль с повышенной самооценкой. В чем-то эта повесть сродни “Линкору в нафталине” Гарри Гаррисона, вот только, в отличие от классика, у Лукьяненко на первый план выходят не батальные сцены, а человеческий фактор: сложные взаимоотношения, духовная сила и физическая слабость. Культ Нео, раздвоение личности и многочисленные прочие комплексы персонажей не могут не вызывать сочувствия. Более того, Роза, разумный корабль, оказывается такой же неполноценной, как и Алекс и его коллеги. Ибо все они — “калеки, по мере сил поддерживающие друг друга”.
К плюсам издания стоит отнести и приятное оформление. Уместная иллюстрация на обложке и авторские комментарии ко всем произведениям, вошедшим в том, не могут не радовать. В общем и целом, новый сборник Сергея Лукьяненко, как и два предыдущих (“Л — значит люди” и “Атомный сон”), удался.