Похоже, российская фантастика постепенно «обживает» Месопотамию. Вслед за «Детьми Барса» Володихина и циклом «Архимаг» Рудазова шумеро-аккадскую тему затронул и Юрий Максимов в романе «Зиккурат». Сюжетно книга весьма напоминает «Звездные врата» — и фильм, и сериал. Космическая экспедиция землян попадает на далекую планету Аган, где обнаруживает цивилизацию сангнхитов, оказывающихся потомками древних шумеров, переселенных сюда инопланетянами анаким. На соседней планете обитают двары — еще одни выходцы из Шумера. Земляне становятся участниками разборок между туземцами и расой богов-поработителей.
Однако ж роман вовсе не о том, как продвинутые пришельцы с Далекого Дома помогают аборигенам сбросить иго ненавистных тиранов. Не все так просто в отношениях анаким и их подопечных. Если с сангнхитами они ведут себя на манер кукловодов, то для дваров служат просто добрыми советчиками. Сориентироваться в этом совсем непросто, зачастую земляне действуют напролом, набивая себе шишки. Чего стоит, например, дварская война-зарница, жертвы которой лишь условно убиты и просто перемещаются в Город Мертвых (тоже условный), где продолжают жить припеваючи.
Еще труднее разобраться в собственной душе. «Зиккурат» относится к частым в последнее время произведениям, где повествуется об обретении бога, о трудном пути человека неверующего к вере. Хорошо, когда такая книга согрета подлинным душевным пламенем. Если же писатель просто решил вставить и свои «пять копеек» в развитие темы, то выходит не очень гладко.
Итог: не беремся судить о степени религиозности автора. Но то, что образ агностика Зеберга вышел намного убедительнее истинно верующего Софронова, а сцены изгнания беса из робота и моделирование виртуального отшельника Эпихрония выписаны в ироническом ключе, говорят сами за себя.