Не секрет, что отечественные писатели-фантасты, особенно представители старшего поколения, в большинстве своем недолюбливают жанр фэнтези. Не лежит у них душа к подобной литературе. Иное дело — научная фантастика... И, листая эти два сборника, выпущенные с разрывом в месяц, наших писателей можно понять.
У автора, пишущего роман-фэнтези, достаточно много “степеней свободы”. Можно создать психологическую драму, можно — эпос, можно — ироническое фэнтези или нечто романтически возвышенное... Рассказчику сложнее. Беллетрист, взявшийся за фэнтезийное “произведение малой формы”, сам себя загоняет в ловушку. В таком тексте возможно лишь два пути развития сюжета. Подавляющее большинство повестей и рассказов, вошедших в антологию “Фэнтези-2005” — притчи на традиционном материале и с незамысловатой моралью в конце. На входе маги и рыцари, драконы и грифоны — на выходе “любовь сильнее смерти” или “зло порождает зло в наш век ужасный...”. Дело тут не в отсутствии писательского мастерства, авторы в книге собрались как раз вполне достойные: Людмила и Александр Белаш, Александр Зорич, Кирилл Бенедиктов, Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко, Дмитрий Володихин... Но таково уж свойство жанра, в котором они работают: из-под власти некоторых законов вырваться непросто. Впрочем, способ есть. Можно поставить на уши весь жанр фэнтези, беспощадно попирая штампы и иронизируя над “общими местами”. Именно так поступает Василий Мидянин в рассказе “Черный рыцарь-паук Леопольд XVII”, оставив мокрое место от героико-романтического флера, который обычно окружает фэнтези. “Пищевая цепочка” вместо затасканного еще писателями-романтиками понятия “рыцарская честь” — это смело, знаете ли. В итоге насквозь чернушный рассказ оказался самым ярким пятном во всем сборнике.
Совершенно другая ситуация с “Русской фантастикой-2005”. Спектр произведений, попадающих под определение “научная фантастика”, гораздо шире: от антиутопии Алана Кубатиева “Аренда” и социальной фантастики Кирилла Бенедиктова “Ультралайт” — до крутого боевика Антона Орлова “Только для просмотра”. “Фантастика вообще” ставит перед автором куда меньше ограничений, не загоняет его в узкие рамки. Собственно, “фантастическим” можно назвать любое художественное произведение: ведь того, о чем пишет автор, на самом деле не происходило... В итоге на страницах антологии “Русская фантастика” сходятся такие разные авторы, как Андрей Белянин и Вадим Панов, Василий Головачев и Олег Дивов, Василий Мидянин и Игорь Алимов. Представители самых разных направлений и движений, придерживающиеся порой диаметрально противоположных взглядов на литературу. Что немаловажно, более двух третей произведений публикуется впервые. Составители сборника сумели собрать чрезвычайно мощную команду. Начав 2005 год с антологии подобного уровня, издательство “Эксмо” высоко подняло планку — по крайней мере, в том, что касается отечественной фантастики. Посмотрим, удастся ли составителям серии “