Галина Черная обычно пытается разнообразить свои книги, перемешав различные жанры и направления. Вот и ее новый роман похож на коктейль, состоящий из иронического фэнтези, ужастика, триллера, вестерна, городской фантастики, лавбургера и толики философии. Изрядно приправить варево восточным колоритом — и можно подавать к столу! Благодаря такому подходу банальная история о студентке Аглае Морозовой, нашедшей волшебную лампу, где 700 лет томилась джинния, выглядит достаточно нетривиально.
Главная идея книги — терпимость к чуждому мнению и образу жизни. Причем сразу в нескольких смысловых пластах: ислам и христианство, древность и современность, реальность и волшебство, мужское и женское. Каждый такой пласт занимает определенное место в слоеном пироге миров. Несомненная удача — образ джиннии Акисы. Как правило, фэнтезийные джинны принадлежат к сильной половине человечества и предстают в виде здоровенных мужиков или седобородых старцев. Акиса же не просто женщина — она молода, красива, предприимчива, обладает своеобразным чувством юмора, да еще и влюблена в колдуна. Эта хитрюга то и дело втягивает сначала Аглаю, а потом и ее жениха Мишу в опасные приключения, заставляя перемещаться в другие миры и сражаться с самыми невероятными существами вроде монстров, выдуманных мрачным гением Говарда Лавкрафта. Маэстро ужаса, кстати, лично участвует в происходящих в книге событиях, воплотившись в качестве демиурга и заложника магического мира Черный Ирем. А фантазии Лавкрафта, воплощенные на Востоке, приобрели совершенно немыслимые формы!
Немало в романе и других интересных персонажей. К примеру, болтливый полуптица-полусобака Симурх — жуткий пройдоха, считающий, что друзья нужны лишь для того, чтобы их беззастенчиво использовать. Иронично описана богиня Инанна, в мужской гарем которой попадает Миша. Пародией на героя Апулея служит молодой царь Древних Шумер, превращенный в барана. Достаточно страшна «ужасная» Тиамат. А вот одичавший шайтан, который пакостит на стройке мечети, даже вызывает изрядную долю сочувствия.
Итог: локальный финал романа напоминает русскую народную сказку типа «Стали они жить поживать, да добра наживать». Однако конец пути еще не близок, ждем третью книгу.