«Искатели ветра», первая книга новой трилогии Алексея Пехова, обрывалась на самом интересном месте. Парочка наемных убийц-гийянов попала в руки Башни — организации волшебниц-Ходящих, одну из которых герои прикончили семь лет назад. Теперь сандонский стрелок Нэсс и загадочная чародейка Лаэн томятся в ожидании приговора, а пожар войны с отступниками-Проклятыми охватывает всю южную часть Империи. Но куда сильнее, чем ко власти, шестеро ренегатов рвутся к знаниям — наследию легендарного мага Скульптора, утерянному как для них, так и для Башни.
Во втором томе Нэсс и Лаэн находят тот самый ветер, о котором говорил Гаррет, и ветер этот — горький, полынный. Ураган событий подхватывает героев с первых страниц книги и проносит их до финала, нимало не интересуясь ни мнением, ни самочувствием своих невольных пассажиров. Хуже всего приходится Нэссу: все, кому не лень, популярно объясняют гийяну, что его жизнь сохраняют, только чтобы «не огорчать» Лаэн. Возлюбленная Серого становится главным козырем в игре, которую ведут между собой Башня и Проклятые. Что представляет собой ее уникальный Дар? Кто обучал Лаэн колдовству? Как ей удалось одолеть Тиф?
Ответы на все эти загадки герои романа — а с ними и читатели — получат. Вообще, ответов в «Ветре полыни» куда больше, чем вопросов. Вот только легче от этого не становится: иногда прошлое таит такие секреты, о которых лучше никогда не слышать. Забудьте обо всем, что считали незыблемым, читая «Искателей», — и приготовьтесь услышать альтернативную версию, а то и не одну.
Сложно определить манеру, в которой творит Пехов. Что-то от героики, что-то — от эпика, что-то — от магического фэнтези. Да и фэнтези ли? Ходящие «вшивают» заклинания в мозг в лучших традициях киберпанка, по запутанности интриг «Ветер полыни» приближается к «Дюне», а по накалу размышлений о сторонах Дара — к «Звездным войнам». Сделать героями наемных убийц — это эпатаж или попытка романтизировать преступность? Ни то, ни другое, да и какой из Нэсса киллер, если за всю свою карьеру гийяна он отправил в Счастливые сады меньше разумных, чем во времена войны с Высокородными? Скорее, такой выбор оттого, что человек, стоящий вне закона, куда острее чувствует независимость и самостоятельность. Он взрослый, он лишен подпорок вроде пенсионного страхования или службы спасения, он может рассчитывать только на собственные силы, и живет наедине с миром, позволяя себе прикипеть душой только к самым близким. Именно такого героя и воспевает Пехов, хотя нет-нет, да и прозвучат у него невеселые, горькие нотки.
По сути, «Ветер полыни» состоит из продолжительных диалогов, разбавленных боевыми сценами. Но разговоры пеховских героев затягивают столь же сильно, как свист стрел и бряцание мечей. Именно благодаря им создается впечатление объемности, глубины книги — и всего мира Хары. Зато концовка не оставляет сомнений: в третьей части пойманный героями ветер превратится в настоящий торнадо, который не даст заскучать ни нам, ни персонажам. Нэссу, который временно оказался на обочине сюжета, наконец предстоит проявить себя в полной мере и найти ответ на главный вопрос — кто убил Вирджинию Вульф?
Итог: посеяли ветер — пожали бурю, посеяли бурю — пожали ураган. Что разразится дальше? «Ветер полыни» читается на одном дыхании и оставляет яркое послевкусие, которое поможет скоротать время в ожидании заключительного тома трилогии.