Пехов Алексей "Искатели ветра"
Три номера назад, готовясь писать статью о мире Гаррета, я сел перечитывать «Хроники Сиалы» и обнаружил странную вещь. Книги упорно не поддавались чтению по диагонали; глаз постоянно цеплялся за какую-нибудь фразу, и дальше я увлеченно проглатывал страницу за страницей. В результате вместо запланированных трех дней чтение растянулось на неделю — но я нисколько об этом не жалел. Наоборот, мне стало интересно. Пехов не обладает чеканным стилем Евгения Лукина или Марии Семеновой, не закручивает сюжет, как Вернор Виндж или Тим Пауэрс, не вырисовывает эпических полотен, подобно Нику Перумову или Джорджу Мартину, — и все-таки его книги очень быстро находят дорогу к читательскому сердцу. Почему? Очень скоро я получил ответ от самого Пехова. На мое немножко обиженное недоумение — зачем понадобилось в «Искателях ветра» вместо часы, минуты и секунды писать «нары», «минки» и «уны»? — он сказал: «Мир таким увидел». У меня и в мыслях нет обвинять автора «Хроник Сиалы» в болезненном эскапизме; я не думаю, чтобы он всерьез верил в существование вымышленных им вселенных, однако сам подход Пехова к творчеству — жить создаваемой книгой, давать миру выговориться через писателя — не может не вызывать уважения хотя бы у меня, человека удручающе рассудочного. ...Расцвет Империи в далеком прошлом: тысячелетие назад ушел величайший волшебник Скульптор, и многие из его сооружений стоят заброшенными. После мятежа магов утрачено искусство телепортации, оставлены былые пограничные рубежи. Старые враги — Набатор, некромантский Сдис и бессмертные мятежники Проклятые — решают выбить из-под колосса глиняные, как им кажется, ноги. В разгар войны попадают наемные убийцы, скрывающиеся в глуши после опасного задания: непревзойденный лучник Нэсс и прячущая свой волшебный дар Лаэн. Впрочем, как и всяких представителей «свободных профессий», их беспокоит только необходимость разделаться с заказавшим их человеком, а потом свалить из заварушки куда подальше. Но все не так просто: даром Лаэн заинтересовались имперские волшебницы, а еще наша сладкая парочка умудрилась серьезно поссориться с одной из Проклятых. Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что мы получили вторую Сиалу — правда, созданную уже профессиональным фантастом. Приключения людей, стоящих вне закона, преследуемых как властями, так и властолюбивой женщиной, в оригинальном и объемно выписанном мире, на фоне эпических событий — вот фабула и «Хроник Сиалы», и нового цикла Пехова. В принципе, это вполне обосновано, ведь мир Хары создан вором Гарретом, которому досталась одна из теней Изначального мира. И вместе с тем ощущения, будто «Пехов исписался», «Пехов повторяется», — нет. Сиала и Хара — это будто два музыкальных альбома хорошей группы: одновременно и похожие, и разнящиеся. Итог: книга, которая закрепляет за Алексеем Пеховым заслуженное звание лучшего современного автора авантюрного фэнтези. Поклонникам вора Гаррета читать обязательно: он даже появляется на пару глав в конце. Остальным — лучше начать знакомство с Пеховым именно с «Искателей ветра».
|