Четверг, 28 Мар 2024, 8:35 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7289
Результаты

Начало » Статьи » Прочее

Кадр за кадром Фантастика в комиксах
Кадр за кадром Фантастика в комиксах


Фантастика в комиксах

Классический супергерой — парень в трико, который спасает невинных людей. Просто замечательно, что этот тип так редко появляется на страницах нынешних комиксов. 

Фрэнк Миллер 

Российскому человеку сложно представить себе, насколько популярны комиксы в США. Ежемесячно сотни новых выпусков популярных серий появляются на прилавках многочисленных специализированных магазинов. Ни самые современные видеоигры, ни самые зрелищные фильмы, ни самые дорогие телесериалы не могут поколебать позиций комикс-индустрии на Западе. Напротив — известный комикс может дать начало масштабной мультимедийной вселенной, а по мотивам фантастических книг, игр и фильмов создаются не менее популярные графические новеллы.

Не стоит списывать успех комиксов на нелюбовь американцев к чтению. Да, эта причина тоже имеет место, но даже такие корифеи современной фантастики, как Джордж Мартин, не стыдятся признавать, что росли на историях о «Человеке-пауке» или «Людях Икс». Комиксы — это вовсе не развлечение для дегенератов, а один из способов существования массовой культуры, в том числе фантастической. Посмотрим, что процветает сегодня на щедро удобренной финансами и озаренной широкой популярностью ниве американских графических новелл.

Дорогу сериалам!
Кинематограф, также сочетающий картинку и текст, — пожалуй, наиболее родственное комиксу искусство. Неудивительно, что миры, герои и сюжеты свободно путешествуют между двумя этими жанрами. Почти каждая крупная киносага, будь то полнометражные «Звездные войны» или телевизионный «Вавилон-5», дала жизнь одноименной серии комиксов.

Вряд ли кто-то на этом поприще сможет сравниться с сагой Джорджа Лукаса: на данный момент издано уже под тысячу разнообразных комиксов по «Звездным войнам», и создатели не собираются останавливаться на достигнутом. Первой ухватила кусок от этого многомиллионного пирога известная компания Marvel Comics, выпустившая в 1977—1986 годах (одновременно с появлением на экранах «Оригинальной трилогии») более сотни комиксов-новеллизаций. Поскольку выходили они на заре развития вселенной, когда о ее цельности еще не особо задумывались, сюжеты этих графических новелл плохо состыкуются с более поздними романами, играми и комиксами, да и по стилю они ближе к космической опере в духе приключений Бака Роджерса, нежели к современным «Звездным войнам». Так что частью официальной истории далекой галактики комиксы от Marvel не считаются, хотя отдельные их темы и персонажи перекочевали в более поздние произведения.

Затем лицензия перешла к издательству Dark Horse Comics, которое не отличалось именитостью Marvel, но взялось за дело куда основательней предшественника. Началось все со стартовавшей в 1991 году и достаточно спорной трилогии «Темная империя» (подробно — в апрельском «МФ» за этот год), но затем настала очередь хорошо продуманных серий. С тех пор выходили самые разнообразные комиксы по «Звездным войнам»: адаптации всех шести фильмов и нескольких ключевых книг, «вводные» в Эпизоды мини-серии, рассказывающие о подноготной новых отрицательных персонажей — Дарта Мола, Дженго Фетта и Генерала Гривуса, а также серии, посвященные событиям тысячелетней давности и древним войнам между джедаями и ситхами.

Вклад графических новел в историю Саги очень велик. К примеру, именно в них нашла отражение львиная доля ключевых событий Войн клонов, из «Темной империи» можно узнать о переходе Люка на Темную сторону и «возрождении» Палпатина, а в комиксе Union сыграли свадьбу Люк Скайуокер и Мара Джейд. Даже сам Лукас, который без особого интереса относится к книжным продолжениям, с удовольствием читает все новые комиксы. Популярнейшая героиня серии «Республика», сексапильная джедайка Эйла Секура даже появилась в фильмах, а другого известного персонажа, Куинлана Воса, Джордж лично не дал убить, что породило слухи о грядущем появлении этого джедая в телесериале.

Развитие графической составляющей «Звездных войн» продолжается. На данный момент в производстве находятся «Рыцари Старой республики» о временах мандалорских войн, «Темные времена», рассказывающие о становлении Империи и окончательном уничтожении джедаев, «Восстание», раскрывающее неизвестные эпизоды борьбы Повстанцев против Палпатина, и «Наследие», где мы знакомимся с изменившейся за сто с лишним лет галактикой, в которой правит новая Империя, а последний из Скайуокеров стал охотником за головами.

Хотя в кино и на телевидении за последние десятилетия выходило немало фантастических фильмов и сериалов, заслуживших любовь публики и популярность, достичь такого размаха в индустрии комиксов, как у «Звездных войн», пока не удалось никому. Конечно же, постарался не отстать от своего главного соперника «Звездный путь», комиксы по которому начали выходить еще до рождения саги Лукаса. Графические новеллы сопровождали почти всю долгую историю знаменитого сериала. Среди почти десятка компаний, в разное время занимавшихся созданием комиксов по вселенной «Звездного пути», особого упоминания заслуживает DC Comics. Это издательство выпускало комиксы по мотивам популярнейшего сериала с 1984 по 1996 годы: за это время вышло 136 регулярных и несколько специальных выпусков. Большинство из них заполняло сюжетные лакуны, остававшиеся между полнометражными фильмами, но были и исключения, основанные на сериале The Next Generation.

Потом за дело взялись мастера из Marvel, разрабатывавшие эпохи сериалов Deep Space Nine и Voyager, а также создавшие несколько оригинальных историй, в том числе о приключениях Жан-Люка Пикарда. Затем эстафету перехватила компания Wildstorm, которая предпочла ограничиться несколькими мини-сериями, посвященными самым разным эпохам вселенной Star Trek, но уже в 2002 году, после окончания срока действия лицензии, эти проекты закрыли.

Казалось, история комиксов по мотивам Star Trek окончена, но в минувшем году IDW Publishing объявила о возрождении линейки. В январе этого года вышла серия из шести частей The Space Between, основанная на ранней истории The Next Generation. Какой будет судьба проекта, покажет только время

Куда скромнее достижения на графическом поприще другого культового космического сериала — «Вавилон-5». В середине девяностых, когда проект Дж. Майкла Стражински был на пике популярности, вышло несколько мини-серий, но особой славы они не снискали. Откровенно говоря, эти комиксы не блистали сюжетом, да и прорисовка оказалась весьма посредственной. Неудивительно, что на проект вскоре махнули рукой.

А вот кто смог серьезно развить свой мир благодаря комиксам, так это режиссер Джосс Уэдон. На волне успеха сериалов «Баффи» и «Ангел» издательство Dark Horse Comics выпустило десятки комиксов о приключениях знаменитой истребительницы вампиров и ее товарищей. Только основная серия насчитывает свыше шестидесяти выпусков, а ведь помимо нее существует множество мини-серий и отдельных книжек! Даже то, что сам Уэдон почти не принимал участия в работе над комиксами, и следовательно, их нельзя причислить к канону мира Баффи, не помешало этим графическим новеллам пользоваться успехом на протяжении нескольких лет.

Большая часть выпусков, конечно, не могла похвастаться глубокими сюжетами и качественной прорисовкой (вплоть до того, что персонажей подчас было непросто узнать), но встречались и приятные исключения. К ним можно отнести сборники Tales of Vampire Hunters, повествующие о предшественницах Баффи, и серию The Fray о далеком будущем этой вселенной, написанную самим Уэдоном. А недавно режиссер решил вернуться к своему самому успешному миру, причем именно в формате комикса. В скором времени на Западе начнет выходить новый цикл графических новелл о Баффи, который станет сюжетным продолжением телесериала.

Торопятся урвать свой кусок комиксового пирога и создатели, пожалуй, самого яркого фантастического сериала последних лет, Battlestar Galactica. Едва успела стартовать основная серия, сюжет которой разворачивается одновременно со вторым сезоном «Галактики», как уже анонсировали мини-серию приквелов о юности известного политика-радикала Тома Зарека и комиксы, основанные на классическом сериале семидесятых годов.


Буквы и картинки
Хоть и с некоторым опозданием, но начинают следовать примеру телепродюсеров и многие писатели-фантасты. Идея перенесения книг в формат комиксов не так и нова, как может показаться. Более десяти лет назад первые шаги в этом направлении сделала DC Comics, выпустив комиксы по мотивам знаменитых «Девяти принцев Амбера» Роджера Желязны. Впрочем, проект не снискал популярности, и все потуги по привлечению новой публики к творчеству знаменитого фантаста сошли на нет.

Куда более внушительным оказался перенос в формат комиксов историй Майкла Муркока. Сам писатель стал автором серии из двенадцати выпусков Michael Moorcock’s Multiverse, в которой свел сюжетные линии Элрика и еще нескольких воплощений Вечного воителя. Впоследствии несколько романов о похождениях альбиноса были перенесены в формат комиксов (причем этим занимались разные издательства, авторы и художники), а затем вышел и приквел ко всем историям об этом герое — Elric: The Making of a Sorcerer. Помимо этого, для поклонников графических новелл были адаптированы истории о других героях Муркока — Коруме и Хокмуне.

Но это был единичный проект, и поистине богатая идея долгое время оставалась нереализованной. Комикс по мотивам любого популярного романа или цикла мог быть интересен сразу нескольким категориям читателей. Почти гарантированно его купят поклонники оригинального произведения, наверняка не останутся равнодушными многочисленные любители качественных комиксов, да и детскую аудиторию, которая в Америке буквально растет на комиксах, списывать со счетов нельзя. При грамотном подходе успех если и не гарантирован, то очень вероятен.

И вот несколько лет назад появилась небольшая компания, которая всерьез взялась за это нелегкое дело. В Dabel Brothers Production учли небогатый, но поучительный опыт предшественников и смогли обойти большинство «граблей». Первыми громкими проектами фирмы стали комиксы по таким известным мирам, как «Колесо времени», «Песнь льда и пламени» и «Сага о Копье». В то же время никто не лез очертя голову с особо амбициозными проектами. Для начала ограничились графическими адаптациями небольших повестей Джорджа Мартина («Межевой рыцарь») и Роберта Джордана («Новая весна»), а также части романа Ричарда Кнаака «Легенда о Хуме». Надо отдать должное компании: весь авторский коллектив, от художников до авторов словесных панелей, подбирался крайне тщательно, и это принесло свои плоды. Комиксы получились очень красивыми, в них сохранился дух оригиналов.

Но даже при таком осторожном подходе Dabel Brothers не удалось полностью избежать неприятностей. Небольшая компания не могла сама заниматься изданием и распространением и, заключив контракт с более крупным партнером Devil’s Due Publishing, сосредоточилась на собственно создании комиксов. И все было отлично, пока между компаньонами не начались трения, результатом которых стал разрыв контракта. В итоге до сих пор не доизданы комиксы по «Новой весне» Джордана, а многие другие «книжные» проекты оказались заморожены на неопределенный срок.

К счастью, почувствовав, что публике интересны подобные проекты, боссы Marvel Comics поспешили протянуть руку помощи Dabel Brothers, и анонсы новых комиксов посыпались как из рога изобилия. Нас ожидают проекты на любой вкус. Самым амбициозным выглядит адаптация в формате комиксов городского фэнтези с элементами эротики «Анита Блейк, охотница на вампиров» Лорел Гамильтон. Выйдут графические новеллы по романам Мартина, Рэймонда Фейста и Роберта Сальваторе. Кроме того, издательский дом планирует выпустить оригинальные комиксы таких авторов, как Орсон Скотт Кард и Монти Кук.

Наигрался — почитай
В издательстве Devil’s Due тоже не сидят сложа руки, но разрабатывают несколько иное направление. Уже больше года здесь выходят комиксы по мотивам игровых вселенных «Забытые Королевства» и «Сага о Копье». За основу были выбраны самые известные книги: первые романы Сальваторе о Дзирте и «Драконы...» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэна уже обрели комиксовые воплощения. Успех первых выпусков недвусмысленно указывает на то, что со временем чаша сия не обойдет и многочисленные продолжения. Это уже не первая попытка создания комиксов по мотивам миров Dungeons & Dragons, но прежде они не отличались интересными сюжетами, да и прорисовка оставляла желать лучшего. А к создателям новых графических новелл не придерешься при всем желании.

Долгое время выходил журнал Warhammer Monthly, в котором публиковались черно-белые комиксы о приключениях героев в обоих мирах «Молота войны» — фантастическом и фэнтезийном. Хотя ныне проект завершен, уже прошлой осенью началось издание комиксов по Warhammer 40000, автором которых стал известный новеллизатор Дэн Абнетт.Крупный разработчик настольных игр White Wolf тоже не остался в стороне. Как ни странно, новый проект не имеет никакого отношения к самой известной вселенной компании, «Миру Тьмы» (по нему также выходили комиксы, не получившие особой известности). Любители графических новелл получили истории, действие которых разворачивается в мире эпического фэнтези Exalted. Уже по прорисовке комиксов заметно, что их создатель UDON Comics постарался передать ориентальную атмосферу этой незаурядной вселенной.

Крупный разработчик настольных игр White Wolf тоже не остался в стороне. Как ни странно, новый проект не имеет никакого отношения к самой известной вселенной компании, «Миру Тьмы» (по нему также выходили комиксы, не получившие особой известности). Любители графических новелл получили истории, действие которых разворачивается в мире эпического фэнтези Exalted. Уже по прорисовке комиксов заметно, что их создатель UDON Comics постарался передать ориентальную атмосферу этой незаурядной вселенной
Та же компания уже не первый год выпускает комиксы по мотивам одного из популярнейших компьютерных файтингов — Street Fighter. Эти книжки могут быть интересны не только поклонникам игры, но и всем ценителям динамичных историй, полных драйва и экшена.

Вообще, множество популярных компьютерных игр со временем обрастает комиксами. В разное время выходили комиксы по таким хитам, как Tomb Raider, BloodRayne, Devil May Cry, Metal Gear Solid (а некоторые серии живут и здравствуют и по сей день). Чаще всего адаптации подвергаются игры жанра экшен, но существуют и исключения, например, выходящая сейчас на Западе манга по мотивам стратегии Warcraft за авторством Ричарда Кнаака.

Пациент скорее жив, чем мертв
Комиксы «по мотивам» не только эксплуатируют популярность фантастических миров, но нередко придают им второе, если не третье дыхание. Отрисовать комикс гораздо проще, быстрее и дешевле, нежели снять фильм или сериал. Многие проекты, потерявшие популярность в прочих видах искусства, находят приют в индустрии комиксов.

Наверное, самый яркий пример — похождения знаменитого археолога Индианы Джонса. В девяностые годы, когда кинотрилогия уже отгремела, а четвертую часть еще и не анонсировали, для Инди пришла пора попасть на страницы комиксов. В них вездесущий герой добрался даже до Атлантиды. И пусть нарисованный Джонс не слишком походил на Форда, дух фильмов авторы комиксов передали очень точно: серию можно смело признать полноценной частью истории неутомимого искателя приключений.

Существуют и более свежие примеры. Люси Лоулес уже давно не бегает перед камерой в доспехах и с мечом, но ее самая известная героиня, Зена, королева воинов, продолжает совершать подвиги в одноименной комиксовой серии, которая выходит уже больше года. Схожая судьба ждала и другую, казалось бы, совсем позабытую воительницу — Рыжую Соню. Популярность комиксов о ней удивила даже самих авторов, которые теперь задумываются о новом кинопроекте. Да и старик Конан вовсю геройствует в нескольких мини-сериях.

Новую жизнь благодаря графическим новеллам обретает и вселенная «Горца». В серии комиксов от Dynamite Entertainment нам обещают как рассказать о новых приключениях героев полнометражек, так и развить сюжетные линии телесериала. Любопытно, что в первых номерах Коннор Маклауд борется с группировкой русских бессмертных, друзей убитого им в самом первом фильме Кургана.

Когда, казалось бы, мир Robotech стал седой классикой: по много раз пересмотрены все сериалы и зачитаны до дыр книги, — на выручку, опять же, пришли комиксы. Графические новеллы по этому миру появились еще в то время, когда он был на пике популярности. Лицензия на их издание регулярно меняла прописку, так что выходило несколько серий — как пересказывающих оригинальные сюжеты, так и рассказывающих новую историю. Полноценную новую жизнь в этом формате вселенная обрела в 2003 году, когда за дело взялась фирма Wildstorm, запустившая в производство несколько мини-серий со сверхсовременной графикой на стыке западного и восточного стиля рисований.

Начиная с выхода первого мультсериала о трансформерах в 1984 году лицензия на выпуск комиксов принадлежала Marvel, и на протяжении семи лет выходила одна магистральная серия об их приключениях. Преемники Marvel из фирмы DreamWave пошли другим путем и стали выпускать мини-серии о поколении G1. Основной упор был сделан на доселе неизвестных страницах истории противостояния автоботов и десептиконов — их войне на планете Кибертрон. И хотя уже более двух лет лицензия принадлежит IDW Publishing, тенденция сохраняется: в основном выходят небольшие серии по четыре-восемь выпусков, посвященные приключениям различных трансформеров до их прибытия на Землю.

Из комиксов — в литературу
В наше время немало писателей и сценаристов подрабатывают созданием комиксов. А вот тех, кто начал бы с графических новелл, а затем стал известным писателем, — единицы. И, безусловно, самый известный из них — Нил Гейман. Он сделал имя в первую очередь благодаря своей серии The Sandman, над которой работал девять лет. Эти комиксы о владыке снов Морфее, в которых переплетаются фэнтези, ужасы и мифология, по праву считаются одним из самых оригинальных произведений графической индустрии за всю ее историю. Лишь через много лет после комиксового дебюта Гейман написал свой первый роман. Кто знает, не будь на свете комиксов, возможно, мы никогда бы не узнали одного из самых неординарных писателей современности. Познакомиться с русским переводом «Песочного человека» можно на сайте sandman.vne.ru.

Сами с луками и бластерами
Вопреки широко распространенному стереотипу, далеко не все комиксы рассказывают о похождениях супергероев в разноцветных трико или модной нынче черной кожаной одежде. Существуют и оригинальные фэнтезийные и фантастические комиксы, которые должны прийтись по вкусу поклонникам этих жанров.

Едва ли какая-либо серия заслуживает звания лидера этого направления больше, чем ElfQuest — «Сага о Лесных всадниках». Серия, созданная супругами Ричардом и Венди Пини в далеком 1978 году, рассказывала о маленьком племени полудиких эльфов, охотившихся верхом на волках и воевавших с совсем уж варварскими племенами людей. Им предстояли поиски потерянных родичей, древние тайны Мира Двух Лун, борьба за любовь и счастье и, конечно же, многочисленные приключения. В общем, полноценная фэнтезийная сага, только в непривычном формате, глубине и яркости которой позавидовали бы многие писатели. Недаром ElfQuest насчитывает десятки выпусков основной истории, а также многочисленные мини-серии о второстепенных героях и о будущем и прошлом вселенной. Хотя изначально комикс был цветным, многие продолжения вышли в менее броском черно-белом формате. Тем не менее творение супругов Пини завоевало сердца миллионов поклонников и получилось столь неординарным, что заслуживает отдельного разговора.

Другая долгоиграющая фэнтезийная серия стала плодом сотрудничества таких серьезных компаний, как DreamWave и Image Comics. Совместными усилиями был создан мир Warlands, где нашлось место как классическим приключениям группы героев, странствующих по миру и борющихся с темным властелином, так и более оригинальным историям, например, о местных вампирах. Примечателен был и рисунок, который должен прийтись по душе и сторонникам реализма, и поклонникам манги.

Куда меньше повезло серии Sojourn от Crossgen Comics. Начинавшаяся как стереотипная история о мстительнице, борющейся с воплощением мирового зла, история вскоре стала приобретать черты выдающегося авантюрного фэнтези. К сожалению, после тридцати с небольшим выпусков серию прикрыли, и она так и осталась незаконченной.

А вот с оригинальной фантастикой на ниве комиксов действительно негусто. Единственный заметный проект последних лет — мир Soulfire, но и в нем элементов фантастики не больше, чем фэнтези. Конечно, нельзя забывать о столь ярких комиксах, как V for Vendetta, прославившейся благодаря экранизации братьев Вачовски, или серии о городе меж миров GrimJack, но и в них НФ-элементы сложно назвать первостепенными. Вполне вероятно, что появление качественных фантастических серий — дело близкого будущего.

На родных просторах
Но это все на Западе. А как обстоит дело с комиксами в России? В нашей стране предпринималось немало попыток сделать комиксы столь же популярными, как в США или хотя бы в Европе. Вскоре после развала СССР на российский рынок хлынул поток переводов самых разнообразных западных комиксов, от откровенно детских проектов вроде «Черепашек-ниндзя» до куда более серьезных — «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Сага о Лесных всадниках». Но итог всегда был одинаковым: несколько выпусков, падение тиражей, закрытие проекта. На Западе комиксы стали частью фантастической культуры уже в те времена, когда о визуальных достижениях современного кино можно было только мечтать, — а на наших потребителей поток комиксов и уже весьма качественной кинофантастики хлынул одновременно. Естественно, что последняя оказалась для массового потребителя гораздо привлекательней непонятных журналов с картинками. Поэтому комиксам в России досталась любовь лишь небольшого круга фэнов.

Более-менее заметного успеха пока добилось лишь издательство «Комиксоид», регулярно выпускающее истории почти обо всех известных супергероях Marvel — Человеке-пауке, Людях Икс, Фантастической четверке... А вот переведенные другими издательствами комиксы «Город грехов», «Терминатор» и «Звездные войны» прошли почти незамеченными.

Тем не менее комиксы — не менее важная часть мировой фантастики, чем книги, фильмы или игры. Пусть перспективы их издания в России остаются туманными, одно можно сказать точно: графическим новеллам всегда найдется место на страницах «Мира фантастики».


Категория: Прочее | Добавил: Denver (11 Июл 2009)
Просмотров: 2052 | Рейтинг: 3.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)