Детективная фантастика
Служба — дни и ночи Детективная фантастика Эти герои НФ и фэнтези спят урывками, едят на ходу, все время в бегах и постоянно начеку... Они — стражи закона и порядка, которые защищают и устанавливают справедливость. Иногда весьма специфическую... Фантастика о приключениях служителей закона во многом лежит в рамках детективной литературы и может быть классифицирована по тем же направлениям. Благо за сто с гаком лет существования детектива как жанра этих направлений накопилась масса. Хотя в фантастике востребованнее остальных три вида историй: классический детектив, нуар-триллер и полицейский боевик. По следам Шерлока Холмса Суть зародившегося в Англии классического детектива — разгадка тайны преступления, чаще всего убийства. Следствие ведет одинокий интеллектуал — профессиональный частный сыщик, случайно втянутый в дело человек или, изредка, полицейский, который действует вопреки системе правосудия. Герои всеми путями добывают информацию, осмысливают ее, чтобы наконец, после продолжительных блужданий в закоулках сомнений, хлопнуть себя по лбу: «Ба! А убийца-то дворецкий!». Самые знаменитые персонажи классического детектива — эксцентричный гений Шерлок Холмс, придуманный Артуром Конан Дойлем, его модернизированный клон Эркюль Пуаро и наблюдательная мисс Марпл из книг Агаты Кристи. Прекрасный образчик фантастического классического детектива — фэнтезийный цикл Рэндала Гаррета о лорде Дарси. Главный герой — полицейский, хоть и весьма своеобразный. Действие происходит в Анжуйской империи, могучем государстве, сердце которого — Англия, до сих пор управляемая Плантагенетами. Лорд Дарси — главный следователь герцога Нормандского, младшего брата императора. Поэтому герой абсолютно автономен, он отчитывается лишь перед герцогом и его венценосным родичем. Лорд расследует всевозможные преступления — убийства, шантаж, мошенничество, кражи, шпионаж. Кроме дедуктивного метода, Дарси использует магическую помощь судебного волшебника Шона О’Лохлейна, что бывает весьма кстати. Сильнее всего истории о лорде Дарси напоминают произведения Агаты Кристи и Дороти Сэйерс. По схожему пути пошла Эстер Фриснер в романе «Кровь друидов». Главный герой Бритрик Донн — почти копия Шерлока Холмса, это человек, который, обитая в мире магии, делает ставку на логические рассуждения. Вместе со своим другом доктором Джоном Уэстоном (Ватсон, ау!) Донн разоблачает заговор, направленный против королевы. Чтобы не оставить никаких сомнений, откуда ветер дует, Фриснер присвоила каждой главе названия произведений Конан Дойла. Классический детектив особенно популярен у фэнтезистов, которым, похоже, импонирует неторопливая манера расследования традиционных сыщиков. Вот и Дэниел Худ, создавая цикл о Лайаме Рэнфорде, берет за основу запутанные истории Джона Диксона Карра, аса «тайн запертой комнаты». У всякого нормального сыщика классического детектива должен быть партнер — это традиция. У Рэнфорда партнер своеобразный — маленький дракончик Фануил, с которым герой находится в ментальной связи. Причем в тандеме человек-дракон даже не определишь, кто играет «первую скрипку». Скорей уж, именно Рэнфорду чаще всего приходится подбирать отвисшую от изумления челюсть. И в то же время пожинать все лавры, ибо много ли дракончику-фамильяру надо? К классическому психологическому детективу под Филлис Дороти Джеймс относятся знаменитые НФ-романы Айзека Азимова о сотруднике нью-йоркской полиции будущего Элайдже Бейли и его напарнике Р. Дэниеле Оливо. Необычность Оливо в том, что «Р» означает робот. Впрочем, детектив здесь — всего лишь внешняя остросюжетная оболочка для социальных и этических размышлений автора. Потомки Фила Марлоу «Крутой» детектив-нуар — изобретение американское. Все-таки жизнь в Штатах, особенно в начале 20 века, очень сильно отличалась от благопристойно-чопорной Англии. Главный герой нуара также одиночка, но расследуемые преступления и методы, которыми добывается истина, в корне отличаются. Если в «классике» сыщик гоняется за одиноким убийцей, вершащим черное дело среди ночной тиши где-нибудь в старинной усадьбе, то герой нуара чаще всего борется с мафией, действующей средь бела дня. Частью преступной системы становятся продажные политики, чиновники, полицейские. И герой редко извлекает из несессера изящную лупу, чтобы рассмотреть улики. Обычно ему приходится хвататься за пистолет, пускать в ход кулаки или утяжеленную дубинку, чтобы выбить из свидетелей правду — вместе с зубами. Естественно, типичные герои нуара — не интеллектуалы-аристократы, а дюжие простые работяги в мятой одежде, сильно пьющие и еле сводящие концы с концами. Характерная черта нуара — мрачная, удушливая атмосфера невыносимой жизни, где страх и насилие — суровая повседневность. Основателем нуара считается Дэшил Хэметт, «отец» сыщика Сэма Спэйда. Но самый прославленный автор этого направления — Рэймонд Чандлер и его герой, бывший помощник прокурора, а ныне частный детектив Фил Марлоу. Один из самых популярных циклов фантастического «крутого детектива» написал Глен Кук . Его сыщик Гаррет — обитатель магического города Танфер. Кук не скрывает, что сочиняя цикл, отдавал дань памяти мастерам нуара. Например, «Седая оловянная печаль» — сюжетный римейк одной из лучших книг Чандлера «Вечный сон». Циничный и в то же время благородный романтик Гаррет — гибрид Фила Марлоу и Арчи Гудвина (героя Рекса Стаута). Партнер Гаррета лохгир Покойник — явная дразнилка на знаменитого Ниро Вульфа из книг того же Стаута. Да и противники Гаррета вполне традиционны для нуара. Другие известные сыщики фантастических миров кажутся слепками с Гаррета, хоть это и не так. Просто источник вдохновения все тот же — традиционный нуар. Вот Джон Тайлер, персонаж цикла Саймона Грина — честь и совесть Ночной Стороны Лондона: одинокий, пьющий, несчастный. Или герой романов Джима Батчера, чародей-детектив из Чикаго Гарри Дрезден — вечный изгой, постоянно спасающий мир и получающий в награду синяки да шишки. Или захудалый частный сыщик Фракс из города-государства Турай, бывший офицер дворцовой стражи, пьяница, бабник, игрок, испытывающий вечный недостаток в деньгах (цикл Мартина Скотта). Во второй половине 20 века массовую популярность обрел детективный триллер, герои которого расследуют ужасные деяния кровожадных маньяков. Фантастические триллеры обычно смешивают элементы нуара и опусов в стиле Томаса Харриса, «папаши» рафинированного людоеда Ганнибала Лектера. Самое известное произведение здесь — цикл Лорел Гамильтон о профессиональном аниматоре Аните Блейк. Аниматор — спец по работе с нечистью, коей в мире Аниты полно: вампиры, зомби, вервольфы, ламии живут по соседству с обитателями почти подлинной Америки. Типичный сюжет книг Гамильтон — героиня-детектив почти в одиночку борется против Зла. Только вместо мафии Аните противостоят жаждущие мистической власти богатеи, коварные колдуньи, могущественные кровожадные вампиры, маниакальные убийцы-зомби... Многие романы Гамильтон буквально нашпигованы сценами кровавого насилия и его последствий — с весьма реалистично выписанными тошнотворными эпизодами. По пути синтеза нуара и триллера пошла Таня Хафф в цикле о частном детективе из Торонто Виктории Нельсон («Цена крови» с продолжениями). А француз Эрве Жюбер в «Кадрили убийц» и продолжениях не просто удачно отметился в области запутанного и кровавого детективного триллера, но и сумел создать оригинальный мир причудливой постмодернистской фантазии. Полицейские страсти Частный детектив — полезная ячейка общества. Но серьезная борьба с преступностью невозможна без полиции. Именно доблестные стражи порядка — бастион против хаоса и анархии. Истории о полицейских неоднородны. Например, романы Эда Макбейна или шведского супружеского дуэта Май Шеваль и Пер Вале можно отнести к поджанру «полар». Их герои — обычные люди в форме, которые кропотливо делают повседневную работу. Сплошные «Улицы разбитых фонарей». Иногда внимание автора акцентируется на самом колоритном персонаже, как в сериале Жоржа Сименона о комиссаре Мегрэ. Главное отличие «полара» от классических детективов и нуара — в том, что полицейский работает не в одиночку, а как часть действующей системы. А вот персонажи боевиков о полиции и спецслужбах не столько расследуют преступления, сколько бьют морды и стреляют во все, что движется (книги Мики Спиллейна, Иэна Флеминга). Гибрид «полара» и боевика — фэнтезийный цикл Саймона Грина «Хок и Фишер». Его главные герои — капитаны Стражи города Хейвена супруги Хок и Фишер — беспощадно борются с преступностью, сражаясь с колдунами, оборотнями и наркоторговцами. Причем часто капитаны идут против правителей Хейвена, которые погрязли в коррупции. Некоторые книги цикла — чистый детектив, когда преступление происходит в замкнутом пространстве и героям предстоит вычислить виновного («Победитель получает все», «Волк в овчарне»). А иногда перед нами «мочилово» — Хок и Фишер сражаются с мафией или террористами, громоздя вокруг гору трупов («Заговор против Стражей», «Подземелья Хейвена»). Более колоритный персонаж — Четверг Нонетот, героиня романов Джаспера Ффорде. Четверг — литектив, агент 27 отдела Специального Департамента, который в альтернативной Британии заменил все государственные службы. Литективы расследуют «книжные» преступления, куда входят не только обычное нарушение авторских прав, но и абсолютно невероятные дела вроде контрабандной поэзии или похищения Джейн Эйр — героини классического романа Шарлотты Бронте. Несмотря на парадоксально-причудливый антураж придуманного Ффорде мира, с точки зрения сюжета это самые настоящие детективы про отважных и честных копов, которым без конца мешают тупоголовые командиры. Самые знаменитые фантастические спецслужбисты, идущие наперекор судьбе и начальству — агенты ФБР Малдер и Скалли (проект «Секретные материалы»). Каких только дел им не довелось расследовать! От происков многочисленных инопланетян до вмешательства в повседневность откровенно сказочных персонажей. Отдавая долг уважения доблестным одиночкам в мундирах, следует все же признать, что в толпе правоохранители действует более эффективно. Если они, конечно, добросовестные и честные ребята. Лучший пример — Городская Стража Анк-Морпорка. Поначалу эти персонажи, придуманные Терри Пратчеттом, являли собой жалкое зрелище. Кучка никчемных неудачников, единственной заботой которых было не путаться под ногами у преступников. Однако в результате цепочки невероятных событий Стража превратилась в весьма эффективную систему поддержания законности (даже справедливости — чуть-чуть). Начавшись как стеб, цикл Пратчетта, входящий в его эпопею о Плоском мире, приобрел вполне серьезное звучание. Ведь герои расследуют по-настоящему опасные преступления. И противники у них нешутейные — властолюбивые маньяки, ради своих подлых целей готовые на самые кровавые деяния. Но разноликая Стража во главе с неподкупным командором Сэмюэлем Ваймсом и отважным капитаном Моркоу встанет на пути любого злодея! Что до акцентированного полицейского боевика, то фантасты здесь не блещут. Книг немало, но ничего особо заметного, ибо сюжет сводится к экшену — погони, драки, перестрелки («Космическая полиция» Дианы Дуэйн и Питера Морвуда, «Звездный смотритель» Стива Перри, «Звездная зона» Кевина Рэндла и многие другие). Если кто-то кое-где у нас порой... Отечественный фантастический детектив принципиально не отличается от зарубежного. Разве что некоторые книги написаны под влиянием «милицейского романа», советского и сильно морализованного варианта историй о честных полицейских. У советских фантастов наибольшее распространение получил политический детективный памфлет, разоблачающий «их» нравы. Стоит отметить книги коллективного автора Павла Багряка о честном комиссаре полиции Гарде («Пять президентов», «Синие люди»), где обличаются разжигатели войны и прочие «сильные мира того». На ту же тему — отдельные произведения Александра Шалимова, Анатоля Имерманиса, Зиновия Юрьева. И, конечно, «Отель «У погибшего альпиниста» братьев Стругацких, грамотно выстроенный по канонам классического детектива. Что же касается «Жука в муравейнике» и «Солнце гасит ветер» тех же Стругацких, то детективное расследование здесь — лишь форма, не более. Современные отечественные фантасты нередко используют детективные сюжеты, правда, по-настоящему запоминающихся книг маловато. Притягательный образ проницательного чиновника Справедливости и Спокойствия господина Нана создала Юлия Латынина в серии о Вейской Империи. Правда, при немалой занимательности детективная интрига не стоит во главе угла этого повествования. Так же, как и в циклах «Лабиринты Ехо» Макса Фрая, «Евразийская симфония» Хольма Ван Зайчика, «Свод Равновесия» Александра Зорича. В истории о деятельности спецслужб можно записать также «Дозоры» Сергея Лукьяненко, некоторые книги Вадима Панова о Тайном Городе и Анклавах, роман Алексея Пехова «Под знаком мантикоры». Есть еще детективно-героическое фэнтези Андрея Легостаева «Замок Пятнистой Розы», нуар-боевик Романа Буревого «Сыщик», фэнтези-триллер Максима Димова «Трон» и многочисленные «иронические детективы» — «Ахтимаг» Михаила Бабкина, «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина, «Дракон-детектив» Александра Дихнова, «Рабин Гут» Арсения Лютого... Но собственно детективный сюжет во всех этих произведениях оставляет желать лучшего. Десять книг детективной фантастики Айзек Азимов «Стальные пещеры» (психологический НФ-детектив) Павел Багряк «Пять президентов» (политический детектив-памфлет) Лорел Гамильтон «Анита Блейк» (нуар-триллер) Рэндал Гаррет «Расследует лорд Дарси» (классический детектив) Саймон Грин «Темное сердце Лондона» (нуар) Саймон Грин «Хок и Фишер» («полар»-боевик) Глен Кук «Седая оловянная печаль» (нуар-детектив) Терри Пратчетт «Стража! Стража!» (юмористический «полар») Аркадий и Борис Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста» (НФ в форме классического детектива) Дэниел Худ «Дракон Фануил» (классический детектив с элементами нуара)
|