Что писатели думают о Роулинг?
Что же Джоан Роулинг на самом деле сделала для детской литературы Америки? Писательница Анита Шрив очень не любит Гарри Поттера. Ее 10-летний сын Кристофер начал читать книги о нем в 10 лет. Это была любовь с первого взгляда. «К сожалению, он решил, что ни одна другая книга не сможет сравниться с этой серией, и теперь ничего другого не читает, - жалуется Шрив. - Должна сказать, что книги о Гарри Поттере ужасно повлияли на моего сына». Эта позиция противоречит сложившемуся мнению о том, что без Роулинг американские дети и не знали бы, что такое книга. Но действительно ли Гарри такой герой, каким его представляют? Возможно, его значимость слишком раздута, и на самом деле он вовсе не расширил рынок детской литературы? С другой стороны, возможно, благодаря этим книгам чтение для себя открыли и взрослые тоже. В конце 90-х, до выхода в 98-м «ГП и ФК», детская литература уже пользовалась большой популярностью. В 1996 общая выручка от ее продаж составила 1.16 млрд. $ (для сравнения, в 1982 – только 248 млн. $). В 1978 в США вышло только 1400 детских изданий, в 1997 (за год до появления книг о Поттере) эта цифра составила 9500. Этот рост был вызван рядом причин: притоком денег во время экономического роста в 80-е, всплеском рождаемости, увеличением числа больших книжных магазинов. Все это случилось задолго до появления Гарри, но книги о нем пробудили такой энтузиазм, который обычно доставался лишь лучшим компьютерным играм. Со времени выхода серии в США было продано 8 млн. копий этих 4 книг. Это примерно 4% от объема всей детской литературы, проданной с начала 1998 года. Еще более удивительным все это становится, если узнать, что 4 книги «ГП» составляют менее 0.1% от всех детских книг, находящихся в продаже. За те 3 года, что прошли между выходом 4 и 5 книг издатели старались поддержать интерес читателей, выпуская новые серии. «Издательства продвигали своих многообещающих авторов, особенно летом, ко времени выхода книг «ГП», - говорит Карен Лотц, президент компании «Candlewick Press». В июле 2001 компания успешно выпустила книгу Сесилии Риз «Witch child». Также в 1999 и 2001 были выпущены серии «Lemony Snicket» и «Artemis Fowl», которые иногда даже стояли выше книг «ГП» в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Синдром блокбастера С самого начала печатная индустрия детской литературы полагалась в основном на классику. Были несколько новых произведений, которые становились популярными и хорошо распродавались, но в большинстве своем родители покупали детям те же книги, что сами читали в детстве. Книги продавали сами себя, от издателей практически ничего не требовалось, разве продвинуть автора или финансово обеспечить проект. Но с появлением Поттера все изменилось. Маленький волшебник стал для издателей подтверждением того, что если вложить достаточную сумму в детскую книгу, прибыль может оказаться просто феноменальной. Борьба за права на печать первой книги «ГП» была очень жесткой; компания «Scholastic» получила эти права, заплатив неслыханную по тем временам для писателя-дебютанта сумму – 105 тыс. $. Но в 2001 году компания «Penguin and Puffin» обошла 3 другие, предложив сумму в 1.8 млн. $ за 3 детские книги (включая «Time Stops for No Mouse» Майкла Хоая). И в феврале этого года в Англии за еще неопубликованную трилогию Луизы Янг и ее 10-летней дочери Изабеллы (о мальчике, который умел разговаривать с кошками) было заплачено около миллиона фунтов, и, как сообщают некоторые источники, компания заключила сделку на шестизначную сумму и получила права на распространение книг в Америке и Канаде, обеспечивая новый приток денег в детскую литературу. Несмотря на это, или, возможно, именно поэтому, детских книг стало выходить меньше. К 2000 году количество новых детских изданий сократилось от 9500 до 8600. Но некоторых людей волнует не столько сокращение количества книг, сколько ощутимое падение их качества. Прфессор Гарольд Блум в ответ на фразу о том, что в любом случае хорошо, что дети читают, сказал: «Они не читают, а только страницы переворачивают. Их головы забиваются лишь набором клише». Писатель Энтони Холден, член жюри по награждению премией «Уитбред» в Англии завил, что подаст в отставку, если «ГП и УА» получит эту премию, потому что победа Роулинг станет «унижением для всей нации». Писательница Белл Хукс посетовала на отсутствие оригинальности у книг Роулинг, хотя ей они и понравились. «Это всегда печально, если что-то заурядное завладевает воображением всех людей, а ты надеешься, что люди все же обратятся к другим, лучшим книгам, - говорит она, - а вместо этого они обращаются к бледным имитациям того, что и само не было ничем особенным. Если начинаешь с посредственных книг, то в итоге придешь к еще более низкому сорту, а не к первоклассной литературе». Продолжение детства Если так, кому же помог Гарри? Книги о Поттере привлекли большое внимание к детской литературе, рынок стал лучше относиться к новым детским изданиям, а критики стали чаще включать такие книги в свои обзоры. Филипп Пуллман получил в 2001 премию «Уитбред» в категории «Лучшая книга» за произведение «The Amber Spyglass» - впервые детская книга вышла на первое место, опередив серьезные взрослые издания, причем считавшиеся одними из лучших. Пуллман так прокомментировал свою победу: «Если я и добился чего хорошего своим награждением и полученной известностью - при том, что книги о Гарри Поттере столь популярны по всему миру – так это то, что привлек внимание взрослых к другим авторам детской литературы». Это очень странный момент в феномене поттеромании. Не смотря на всю шумиху вокруг «читающих детей», книги эти читает очень большое количество взрослых. В 2000 году компания «Scholastic» отметила, что 30% покупателей первых трех книг – люди от 35 лет и старше. В январе этого года цифра возросла до 50%. Взрослые, которые сейчас проводят около 109 часов в год за чтением (в 1996 году эта цифра составляла 123 часа), схватились за «Гарри Поттера» так, словно Стивена Кинга никогда и не существовало. Барб Чайлдс, работница национальной библиотеки Цинциннати, говорит, что «это замечательно, что дети и родители читают одну и ту же книгу. Так родители подают детям хороший пример». Бренда Боуэн, исполнительный вице-президент и издатель компании «Simon & Schuster Children’s Publishing» с 20-летним стажем объясняет этот феномен тем, что сюжет книг предлагает взрослым возможность спрятаться, убежать от жизни. «Меня совершенно не беспокоит мысль о том, что взрослые читают детские книги, - говорит она, - напротив, я хочу сказать Джоан Роулинг спасибо за это».
|