Славный парень Робин Гуд
История
– наука капризная, своенравная… Некоторые события и персонажи
приобретают со временем совершенно не такую славу, которую заслуживали
при жизни. Историческая личность становится известной лишь благодаря
смешным или курьезным случаям, которые потомки ей приписывают, а
какой-нибудь ничтожный, совершенно ничего замечательного не сделавший
человечишка оказывается в народной памяти героем. Капризы,
непредсказуемость, неисповедимость путей…
Но слава – вещь еще более капризная, чем историческая наука. Если
популярность – не говоря уже о справедливости! – исчезла, то
восстановить ее труднее, чем научную истину. И многократно труднее
развенчать, если она появилась. Это прекрасно иллюстрирует история
человека по имени Робин Гуд. В 1988 году городской совет Ноттингема –
города на востоке центральной части Англии – обнародовал пространный
доклад о своем самом знаменитом согражданине Робин Гуде. На протяжении
многих лет в совет приходили тысячи запросов от частных лиц и
организаций самого разного калибра о нем и его бравой дружине.
Несмотря на многовековую историю преданий о Робин Гуде, члены
городского совета подвергли самым серьезным сомнениям легенду о
неуловимом вожаке добрых разбойников. В результате тщательного изучения
исторических хроник и других памятников старины, несколько групп
независимых историков пришли к выводу, что отважный герой, якобы
грабивший богатых, чтобы помогать бедным, даже не был знаком с девицей
Мэриан (согласно легенде – возлюбленной Робин Гуда). Монах Тук – просто
вымышленная личность, а Джон Малыш был злобным и ворчливым человеком,
ничего общего не имеющим с персонажем фольклора…
Что ж, против авторитетного мнения специалистов, тем более англичан,
я возражать не буду. Мне остается лишь сделать подборку материалов,
относящихся к знаменитому разбойнику, и попытаться – только попытаться!
– через романтический флёр и густую крону легенд рассмотреть настоящего
Робин Гуда…
Изучая историю знаменитого разбойника, почти невозможно отделить
факты от вымысла. В исторических хрониках многосотлетней давности можно
обнаружить лишь краткое упоминание об одноименном проходимце, грабившем
проезжих на большой Северной дороге возле Барнодейла в Южном Йоркшире и
укрывавшемся со своей бандой преступников в Шервудском лесу, в тридцати
милях от Ноттингема. Согласно романтической версии легенды, этот герой
грабил только богатых, чтобы отдавать награбленное добро беднякам.
Первые достоверные сведения о том, что Робин хозяйничал в лесах и
пустошах Англии, относятся к 1261 году, но в письменных источниках о
нем впервые было упомянуто только через столетие. Сделал это
шотландский историк Джаррэд Фордун, умерший в 1386 году. Следующее
сообщение о Робин Гуде в хрониках относится уже к XVI веку. По
свидетельству прославленного летописца Джона Стоу, это был разбойник
возглавлявший шайку, в которую входила сотня бойцов, хорошо владевших
луком и стрелами. Историк пишет, что хотя разбойники промышляли
грабежом, Робин Гуд «никогда не допускал притеснения или иного
насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что
отбирал у святош и знатных богатеев».
Факт существования Робин Гуда зафиксирован документально. Согласно
источникам, он жил в Уэйкфилде, графство Йоркшир, в ХIII – ХIV веках. В
документах записано, что знаменитый разбойник родился в 1290 году и был
наречен Робертом Гудом. И хотя в старых реестрах дается три варианта
написания фамилии: Год, Гоуд и Гуд, зато никто не оспаривает
происхождение Робина – он был холопом графа Уоррена.
Около 1322 года Робин перешел в услужение к новому хозяину, сэру
Томасу Ланкастеру. Когда граф возглавил бунт против короля Эдуарда II,
Робину, как и другим слугам графа, не оставалось ничего иного, как
подчиниться хозяину и взяться за оружие. Но восстание было подавлено,
Ланкастер захвачен в плен и обезглавлен, его владения были конфискованы
королем, а графских крепостных, участвовавших в бунте, объявили вне
закона.
Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, занимавшем
площадь в 25 квадратных миль. Через Шервудский и примыкавший в те
времена к нему Барнсдейлский леса проходила проложенная еще римлянами
Северная дорога, на которой проходило оживленное движение. Это и
привлекало разбойников, как самый верный источник добычи.
Легенда о Робине изобилует множеством смешных историй. В одной из
них рассказывается, как чванливый и недалекий епископ Хертсфордский по
пути в Йорк наткнулся на Робина и его людей, которые жарили оленину,
добытую в королевских лесах. Приняв людей Робина за обычных крестьян,
епископ приказал схватить тех, кто убил оленя. Разбойники отказались:
оленя уже не воскресить, а они ужасно проголодались. Тогда слуги
епископа окружили расположившихся у костра. Разбойники, посмеиваясь,
стали умолять пощадить их, но епископ был непреклонен. Робину, наконец,
надоели препирательства. Он дал сигнал, и из леса подоспели остальные
члены шайки. Ошарашенного епископа взяли в плен и потребовали выкуп.
Желая как следует проучить незадачливого заложника, Робин заставил его
танцевать джигу вокруг огромного дуба. До сих пор место, где это
происходило, называют «дубом епископа».
Один из наиболее известных фольклорных рассказов – о том, как Робин
встретился с королем Эдуардом. Легенда гласит, что король,
обеспокоенный резким сокращением поголовья его оленей, решил очистить
лес от браконьеров. Он и его рыцари переоделись монахами и направились
в Шервудский лес, зная, что Робин Гуд подстерегает там путников.
Они не ошиблись. Разбойники остановили переодетого короля и свиту и
потребовали денег. Король заявил, что у него есть только 40 фунтов
серебром – незначительная сумма для богатых людей того времени. Но
Робин взял лишь 20 фунтов для своих людей, а остальные вернул королю.
Тогда Эдуард сказал вожаку разбойников, что приглашает его в Ноттингем
для встречи с самим королем. Робин и его люди поклялись в преданности
королю Эдуарду, а затем пригласили «монахов» поужинать – отведать
собственной оленины короля!
В конце концов, король сбросил монашеский капюшон, открылся
разбойникам и сказал, что прощает их всех при условии, что они явятся
ко двору для службы по его первому зову, в чем «лесные братья»
немедленно принесли клятву. Этот эпизод описан в книге «Песня о
подвигах Робин Гуда», составленной, по всей видимости, около 1459 года.
Другая легенда рассказывает о том, как Робин Гуд появился в церкви
святой Марии в Ноттингеме, где один монах, ранее ограбленный
разбойником, узнал его и сообщил об этом шерифу. Робина смогли схватить
только после того, как он своим мечом в одиночку сразил двенадцать
солдат. Но даже находясь в заточении, бесстрашный предводитель не
сомневался, что верные друзья выручат его. Незадолго до того, как Робин
должен был предстать перед судом, Малыш Джон организовал дерзкое
нападение на тюрьму и вернул разбойничьей братии вожака. А монаха,
предавшего Робина, разбойники выследили и убили.
Ближайшим помощником Робина был Малыш Джон, прозванный так скорее
всего в шутку, так как он был высоченного роста и весьма дородного
телосложения: это обнаружилось, когда в 1784 году вскрыли его могилу в
Хейзерсейдже и обнаружили кости очень рослого человека.
Что же до монаха Тука, то о нем мнения расходятся. Одни считают, что
этот легендарный персонаж объединяет в себе черты нескольких беглых
монахов, по тем или иным причинам нашедшим убежище в Шервудском лесу.
Другие полагают, что и впрямь существовал такой жизнерадостный человек,
любивший повеселиться в компании «лесных братьев». Согласно же
победившей на сегодняшний день версии (просто ее отстаивает большинство
английских историков) им был некто Роберт Стаффорд, священник из
Сассекса, живший в начале XV века.
Образ благородной девицы Мэриан, чуть ли не принцессы (!) также
хорошо вписывается в теорию, согласно которой легенды о Робине
появились из народных сказаний о традиционных майских праздничных
гуляньях и играх, когда сельская молодежь, в попытках произвести
впечатление на хорошеньких девушек, состязалась в стрельбе из луков.
Мэриан могла быть простой девушкой, избранной за красоту «королевой
мая».
Веселые и опасные приключения Робин Гуда закончились
предположительно в 1346 году. Считается, что он умер в Керклесском
монастыре после тяжелой болезни. Настоятельница лечила Робина обильными
кровопусканиями и клистирами, целиком и полностью в соответствии
медицинским предписаниям того времени, в результате которых, ослабевший
и обескровленный, он так и не смог оправиться от недуга.
Грэхем Блэк, директор выставки «Предания о Робин Гуде» в Ноттингеме, считает: «Мы подошли близко к пониманию подлинной личности Робина».
По мнению Блэка, настоящая история Робин Гуда началась в 1261 году,
когда в Беркшире был объявлен вне закона некий Уильям, сын Роберта
Смита. Судебный клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом, –
видимо, таково было прозвище молодого человека. В подтверждение этой
версии, были найдены и другие судебные документы, упоминавшие людей по
имени Робингуд (именно так, одним словом).
Романтическая традиция, пустившая щедрые всходы с легкой руки
Вальтера Скотта в романе «Айвенго», совершенно неоправданно сделала
Робин Гуда современником короля Ричарда Львиное Сердце, который правил
с 1189 по 1199 год. Столь же надумано отнесение Робин Гуда к сословию
дворян, обедневших и разорившихся в результате чьей-то злой воли, как
это показано в знаменитом фильме «Робин Гуд – принц воров» (1991 г.,
реж. Кевин Рейнольдс). Как неопровержимо доказано выше, все это – явная
выдумка драматургов и писателей-романтиков.
Что же до славы Робин Гуда как величайшего лучника, то она – на
совести бродячих сказителей, передававших из уст в уста баллады о
знаменитом разбойнике, записанные только во второй половине XV века…
В начале статьи я писал о том, что подчас иные исторические
персонажи приобретают со временем совершенно не такую славу, которую
заслуживали при жизни. Так вот, по мнению специалиста по истории
средневековья Джеймса Холта, профессора Кембриджского университета и
автора книги о Робин Гуде, именно это случилось с его героем, невольно
захватившим чужие лавры, и оставшийся с ними в народной памяти.
Согласно легенде, брат Тук был весельчаком-обжорой, который забавлял
разбойников своими смешными выходками и шутками, сам являясь
непревзойденным в поединке на палках. Это не оспаривается, однако, в
реальной жизни, оказывается, тоже существовал брат Тук. Этим именем
звался священник Линдфилдского прихода из Сассекса – отпетый убийца и
грабитель. В 1417 году вышел королевский указ о его аресте с подробным
перечнем всех преступлений, и священнику пришлось пуститься в бега.
«Письменные материалы свидетельствуют, что монах Тук организовал
свою банду разбойников в двухстах милях от Шервудского леса, причем
через несколько сот лет после Робин Гуда. В действительности брат Тук
был весьма далек от безобидной веселости, поскольку разорял и сжигал
дома своих врагов… грабил до нитки проезжих, и, не в силах смирить свою
алчность, догонял уже обокраденных и зверски убивал их… лично насиловал
женщин и детей, а потом рубил их топорами, как скотину…», – пишет профессор Холт.
Таким образом, в легендах, существующих на сегодняшний день, оба эти
образа были слиты «в одну команду», а главенство в банде, «как
старшему», народная молва уступила все-таки Робин Гуду.
О главном же герое своей книги он высказывается не менее резко: «Он
был совершенно не таким, каким его изображают в народных песнях,
сказаниях, а позже в книгах и кинолентах. Совершенно отсутствуют
свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным.
Этими измышлениями легенда обросла через двести и более лет после его
смерти. А при жизни он слыл отъявленным мародером, садистом-убийцей,
измывавшимся над беззащитными жертвами и растлителем. Словом, живи он
сейчас, не избежать бы Робин Гуду пожизненного заключения в тюрьме…».
Так судит мир, так судят потомки… Материал взят с сайта http://www.rolemancer.ru
|