Воскресенье, 28 Апр 2024, 0:42 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Пользуетесь ли вы рулеткой и нравится ли она вам?
Всего проголосовало - 4895
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Джинны
Джинны


Трах-тибидох


У вина достоинства, говорят, целебные,—

Я решил попробовать — бутылку взял, открыл...

Вдруг оттуда вылезло что-то непотребное:

Может быть, зеленый змий, а может — крокодил!

Владимир Высоцкий, «Песня про джинна»

Что делать, если вы однажды найдете старинную металлическую лампу? Некоторые источники утверждают, что ее нужно потереть, другие говорят, будто достаточно ее открыть. Эффект должен быть такой: из сосуда вырывается облако дыма, которое быстро сгущается и приобретает форму некоего существа — человека или животного. Дальше необходимо быть очень внимательным. Если джинн имеет благообразный вид, то можете смело переходить к трем желаниям. Если же у него красные глаза, клыки, рога и когти... Что ж, по крайней мере, вас увековечат в сказках. Страшных.

Джинны, ифриты, мариды, дэвы, гули... Пустынной нечисти в арабском фольклоре хватает с избытком, но наиболее известны именно джинны. Популярные герои сказок и, безо всякого преувеличения — «официальные представители» восточного фэнтези в европейской культуре. По многочисленным просьбам наших читателей мы посвящаем сегодняшнюю статью джиннам во всех их разновидностях.
Страницы Корана

Коран, как и Библия, рассказывает о сотворении всего сущего. Однако в пятнадцатой и пятьдесят пятой суре (главе) Аллах объявляет читателям, что человек — далеко не первое его детище: «Мы сотворили человека из глины, облеченной в форму, а раньше этого Мы сотворили джиннов из знойного огня» (Аллах говорит «мы», потому что ему свойственно упоминать о себе во множественном числе).

Слово «джинн» произошло от глагола «джанна» (скрываться, закрываться). Эти существа гораздо старше самого ислама. Они появились в мифологии древних семитских племен, населявших Аравийский полуостров многие тысячи лет назад. Общие предки евреев и арабов считали, что джинны, они же «гении» — неупокоенные души их далеких пращуров (сравните с тезисом Корана о том, что джинны появились до людей), способные менять форму, становиться невидимыми и творить различные чудеса — в том числе злонамеренные.
Эти верования перекочевали в Коран без особых изменений. Ангелы были созданы из яркого света, люди — из глины, а джинны — из горячего огня. Уточнение насчет высокой температуры пламени обычно трактуется как поэтичное указание на его бездымность, то есть чистоту.

За исключением сверхъестественных способностей, джинны во всем подобны людям и, по сути, представляют собой особую волшебную расу. Они едят, пьют, спят, испытывают эмоции. Как и люди, эти существа делятся на добрых и злых. Долгое время последние были в абсолютном большинстве, но однажды джинны сумели подслушать речи Аллаха (по другой версии — Мухаммеда), после чего некоторые из них встали на путь ислама. В Коране им посвящена целая сура, где «добрые» джинны восхваляют Всевышнего:

И среди нас есть предавшие себя Аллаху, и среди нас есть отступившие; а кто предал себя, те пошли прямым путем, а отступившие — они дрова для геенны.

Коран, сура 72 «Джинны»

О родстве

Язычники считали, будто джинны — родственники самого Аллаха. Коран объявляет эти суеверия клеветой и дает опровержение: «И устроили они родство между Ним и джиннами, а знают джинны, что они будут собраны (перед Аллахом для суда — прим. авт.). Хвала Аллаху, превыше Он того, что Ему приписывают они, кроме рабов Его чистых!» (37:158—160). Более того, в семьдесят второй суре сказано, что богохульственные слухи о семейном статусе Аллаха (например, о том, что у него есть жена, сыновья и даже дочери) были пущены не язычниками, а джиннами задолго до их приобщения к исламу.

Злых джиннов, как и злых людей, Коран называет «шайтанами»: «И так Мы всякому пророку устроили врагов — шайтанов из людей и джиннов». Связь слов «шайтан» и «Сатана» наводит на мысль о том, что кто-то из джиннов вполне может считаться исламским эквивалентом Люцифера. Действительно, седьмая и восемнадцатая суры Корана сообщают феноменальный факт о родословной Иблиса (Сатаны).
Они рассказывают одну и ту же историю, как Аллах приказал ангелам поклониться Адаму. Повиновались все, кроме Иблиса, который гордо возразил: «Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7:12). Вспомним, что из огня были созданы именно джинны, и обратимся к другой суре: «И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!». И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего» (17:50).

Тот факт, что джинн по имени Иблис упоминается среди ангелов, говорит об его исключительно высоком статусе. Не все исламские теологи готовы поставить знак равенства между Сатаной и джинном, однако данная точка зрения стала доминирующей. Иначе говоря, старик Хоттабыч на самом деле был родственником Воланда.

О свойствах

Коран не описывает сверхъестественных умений джиннов, однако недвусмысленно дает понять, что некоторые из них крайне могущественны и способны заменить собой целое войско. Вполне возможно, что сильнейшие джинны, которых Коран называет «ифритами», состояли в армии царя Соломона (Сулеймана). Сура «Муравьи» рассказывает о Соломоне, спросившем, кто может максимально быстро принести ему трон царицы королевства Шеба (царицы Савской), и получившем следующий ответ: «Сказал Ифрит из джиннов: «Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и верен».

Как и все сотворенные существа, джинны не бессмертны. На этот счет Коран высказывается совершенно четко: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28:88) и «Всякий, кто на ней (Земле — прим. авт.), исчезнет» (55:26). Время жизни, отпущенное джиннам, точно не известно, однако, исходя из фольклорных традиций, можно предположить, что оно исчисляется тысячами лет.

Коран ничего не сообщает об облике или повадках джиннов, однако за века существования ислама накопилось немало толкований, проясняющих эти вопросы.
В своем нормальном состоянии джинны невидимы. Египетский религиовед Мухаммед Рашид Рида (1865—1935) писал, что джинны могут стать видимыми, лишь приняв форму человека или зверя. Джабир ибн Абдулла, современник Мухаммеда, донес до нас высказывание Пророка: «Если вы слышите лай собак или крик осла ночью, то ищите убежища у Аллаха от шайтана, потому что они видят то, чего вы не видите». Учитывая, что злые джинны называются «шайтанами», отсюда можно сделать два вывода: первый — джинны особенно активны ночью; второй — животные могут их видеть.
Другой сподвижник Пророка, Абу-д-Арда, приводит историю, которая доказывает, что Мухаммед мог видеть джиннов — причем в их истинной форме. Однажды во время молитвы Пророк вдруг протянул руки, схватил кого-то в воздухе и проклял именем Аллаха. Позже он объяснил присутствующим, что к нему явился Иблис (он же джинн) и пытался ткнуть горящим факелом в лицо.

Хамское поведение свойственно не только Иблису. Пророк также рассказывал своим последователям, как однажды ночью к нему явился ифрит и начал плеваться, пытаясь отвлечь Мухаммеда от молитвы.

Земля — воздух

Мухаммед называл три варианта проявления интересующих нас существ: джинны, которые все время летают в воздухе; джинны, существующие как змеи и собаки, и джинны земные, блуждающие около какого-то места.

Воздушные джинны — это разведчики и доносчики, подслушивающие распоряжения Аллаха и сообщающие их колдунам и чревовещателям (правда, в весьма искаженной форме). Существует предание о том, что когда на небе появляется метеор, то это значит, что ангелы опять увидели джиннов, пытающихся проникнуть на небеса, и бросили в них огненный камень.
Давным-давно джинны действительно подслушивали секреты Аллаха, но теперь охрана небес значительно усилена, так что гадалки и чревовещатели уже не получают достоверную информацию. В пятнадцатой суре Корана ангелы-светочи объясняют про свою контрразведку и камни-метеоры следующее: «Устроили Мы в небе башни и разукрасили их для смотрящих. И охранили Мы их от всякого сатаны, побиваемого камнями. А если кто украдкой подслушает, то следует за ним ясный светоч». Даже сами джинны признают, что халява кончилась: «И мы коснулись неба и нашли, что оно наполнено стражами могучими и светочами. И мы сидели около него на седалицах, чтобы слушать, но кто прислушивается теперь, тот находит для себя подстерегающий светоч» (72:9).

Джинны-животные часто бывают благонамеренны. Абу Саид Аль-Худри рассказывает, что Пророк предостерегал своих сподвижников от жестокости в отношении змей. В Медине, говорил он, живут джинны, принявшие ислам. Поэтому если вы увидите в своем доме змею, следует три раза вежливо попросить ее удалиться и лишь после этого убивать, как шайтана.

Встречаются и недобрые «джинны-животные». Сподвижники Мухаммеда сообщают, что Пророк называл черную (не рыжую или коричневую, а именно черную) собаку «шайтаном» и велел мусульманам не молиться в верблюжьих загонах, потому что они (верблюды) сотворены из шайтанов.

«Земные» джинны представляют собой нечто вроде демонов-искусителей. Они известны как «карин» (товарищ). К каждому человеку приставлен такой джинн, постоянно подталкивающий его к греху. Карин был даже у Мухаммеда, однако с помощью Аллаха ему удалось победить своего «товарища». Джинн перевоспитался и в дальнейшем нашептывал Пророку лишь добрые мысли.

Помимо уже упомянутых ифритов, арабский фольклор различает еще несколько видов джиннов.

Мариды упоминаются в «Сказках тысячи и одной ночи» как джинны, принявшие облик людей — длиннолицых, диковинного вида, с белой бородой и телом. Они живут на далеком острове и стремятся «превратить людей в ослов» — то есть буквально запрыгнуть к ним на плечи, чтобы ездить всю жизнь. Даже сам Синбад попался в лапы к такому джинну — немому старику, обвившему его шею ногами. Избавиться от него удалось лишь с помощью хитрости, опоив марида забродившим соком винограда.

Гули (мн. число — гилян) — джинны-каннибалы, чаще всего женского пола. Мужчины-гули называются «кутруб». Эти джинны умеют менять свой облик, с помощью чего завлекают людей в развалины и пожирают. Кроме того, им также приписывается разрывание свежих могил. В хадисах Мухаммед учит своих последователей: «Если явятся гилян и начнут менять форму перед вами, то читайте азан» ******* подстраничная сноска со звездочкой: Призыв к молитве. В «Сказках тысячи и одной ночи» арабский принц пришел к развалинам — логову гуля, которая захотела накормить им своих детей, но, услышав молитву, удалилась (пятая ночь).

Их нравы

Хотя джинны считаются если и не духами, то, по крайней мере, некими существами высшего порядка, они так же, как и люди, нуждаются в питании.

Хадис Ибн Масуда рассказывает о том, как однажды к Пророку пришел джинн. Мухаммед прочитал ему Коран, джинн проникся учением ислама и привел посланника Аллаха к кострищам своего народа, попросив «определить им еду». Пророк ответил: «Вы можете брать еду с каждой кости, над которой упомянуто имя Аллаха, которая попадает в ваши руки и от ваших животных».

Если насчет еды джиннов все понятно, то напитки Пророком определены не были. Единственный известный факт об их питейных привычках можно почерпнуть в хадисах Ибн Умара — сподвижника Мухаммеда, приводящего слова своего учителя: «Если кто-то из вас ест, пусть он ест правой рукой, и если он пьет, пусть пьет своей правой, ибо, поистине, шайтан ест и пьет своей левой».

Подобно людям, джинны двуполы. Об этом прямо указано в Коране: «Мужи среди них (людей — прим. авт.) прибегали к мужам среди джиннов, и они прибавили им безумия» (72:6). Это подразумевает существование джиннов женского пола, которых арабы называют «джиннии». Логично предположить, что они могут вступать в интимную связь друг с другом и заводить потомство. Семейные обычаи у джиннов строгие. В сказках «Тысячи и одной ночи» ифрит сообщает, что «по нашему закону, если женщина совершила блуд, нам дозволено ее убить».

Теологи допускают возможность связи между джиннами и людьми, о чем косвенно свидетельствует пятьдесят пятая сура Корана: «Не коснулся их (райских гурий) ни человек, ни джинн» (55:74). Святые отцы ислама считают, что джинны могут иметь половые отношения с человеческими женщинами только в том случае, если мужья последних не упоминают имени Аллаха. Браки между джиннами и людьми строго порицаются, так как Аллах предназначил друг другу лишь жен и мужей одной сущности.

Исполнители желаний

Джинны, изображаемые в современной культуре, имеют мало общего с теми, что описывались Кораном. Как правило, они действуют лишь в одном качестве и обыгрывают один-единственный сюжет — исполняют желания того, кто освободил их из лампы. Отличаться могут лишь намерения джинна (злые или добрые), а также последствия его работы (полезные или вредные). Джинны почти всегда единичны и редко описываются в качестве отдельной расы, соседствующей на Земле с людьми. Исключением являются разве что историко-художественные исследования, например — книга «Джинны: миф и реальность» Алмаза Мухамади, в которой делается предположение, что задолго до появления людей на нашей планете господствовала цивилизация джиннов.

Относительно наиболее популярных в нашей стране джиннов гадать не приходится. Их двое. Первый — это старый добрый Гасан Абдуррахман ибн Хоттаб, спасенный из заточения тринадцатилетним пионером Волькой Костыльковым и попавшим в чуждую для него советскую реальность.
Второй знаменитейший джинн — это, собственно, Джинн — центральный персонаж мультфильмов «Алладин» (1992, 1994, 1996, а также сериал), полюбившийся миллионам зрителей своим шутливым волшебством, имеющим лишь три ограничения: джинн не может пробуждать любовь, убивать и воскрешать мертвых. Эксцентричного духа лампы озвучивал Робин Уильямс, причем изрядная часть приколов Джинна была его собственной импровизацией (первый фильм длился полтора часа, но к нему было записано почти 16 часов монологов Уильямса).

У Редьярда Киплинга есть сказка о том, как добрый и честный джинн наказал ленивого верблюда, прилепив к нему горб. Однако подобное поведение джиннам в западной культуре не свойственно. Ведущий лейтмотив большинства историй про джиннов — «будьте осторожны в своих желаниях». Джинны играют роль зловредных жуликов, использующих неточности формулировок для выполнения желаний совсем не так, как это было запланировано людьми (мораль таких историй очевидна — ничто не дается бесплатно).
Например, в эпизоде Je Souhaite (фр. — «Я желаю») сериала «Секретные материалы» Малдер сталкивается с джиннией, исполняющей традиционные три желания — правда, так, что перед их произнесением человеку стоит хорошенько подумать. Один пожелал стать невидимым — и попал под грузовик. Другой захотел вернуть брата из могилы — и тот действительно ожил, став зомби. Малдер потребовал мира во всем мире — и все население планеты, кроме него самого, исчезло.

«Человек в бутылке» — эпизод другого известного сериала «Сумеречная зона» — рассказывает поучительную историю одного ростовщика, получившего аж четыре желания от джинна. Как и в «Секретных материалах», последствия желаний были непредсказуемы. Захотев миллион долларов, главный герой сохранил лишь пять (остальное ушло на подарки друзьям и налоги), а пожелав стать «лидером сильной страны, и чтобы не нужно было постоянно проводить выборы», он стал Гитлером, сидящим в берлинском бункере весной 1945 года.
Джинн из фильмов серии «Исполнитель желаний» (1997—2002) живет в драгоценном камне и сильно смахивает на черта. Сходство это еще более усиливается благодаря тому, что он исполняет желания людей (используя неточности формулировок самым извращенным образом) в обмен на их души, которые нужны ему, чтобы открыть портал в ад.

В «Трилогии Бартимеуса» Джонатана Страуда джинны обитают в параллельном людскому миру измерению — Ином Месте. Волшебник-человек, зная истинное имя духа, может вызвать его на Землю и сделать своим рабом. Джинны из книг Страуда — только одна разновидность духов. Сильнее джиннов мариды и африты, менее могущественны фолиоты и бесы. Несмотря на то, что в Ином Месте духи бессмертны, на Земле их сущность медленно истончается, поэтому им необходимо время от времени возвращаться домой.

В современной фантастике есть еще одна традиция изображения джиннов. Вместо исполнителей желаний они играют роль охранников, причем зачастую работающих в сфере высоких технологий. К примеру, в самом начале романа «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко дайвер Леонид штурмует виртуальный дворец корпорации «Аль-Кабар», охраняемый гигантским ифритом — зубастой и рогатой программой с мощным искусственным интеллектом. Можно предположить, что подобное сюжетное решение Сергей позаимствовал у братьев Стругацких:

Ифрит — разновидность джинна. Как правило, ифриты — это хорошо сохранившиеся дубли арабских военачальников. В институте используются М. М. Камноедовым в качестве вооруженной охраны, так как отличаются от прочих джиннов высокой дисциплинированностью. Механизм огнеметания ифритов изучен слабо и вряд ли будет когда-нибудь изучен досконально, потому что никому не нужен.

Аркадий и Борис Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу», 1964

Ифриты сторожат ведьминский салон красоты в загробном царстве (Роджер Желязны и Роберт Шекли, «Коль с Фаустом тебе не повезло...»), переходят на сторону Добра и выполняют поручения перевоспитавшейся ведьмы Илит (те же авторы, «Пьеса должна продолжаться»), а также служат сильнейшим волшебникам:

Гигантские волны и катастрофические проливные дожди, несомненно, дело рук маридов. Огненные столбы, пожары и взрывы — работа огненных ифритов.

Анджей Сапковский, «Последнее желание»

В играх они, как правило, считаются хорошими воинами. Джинны из пятой части «Героев магии и меча» — не просто безголовые и безногие атлеты с огромными руками, а самые быстрые бойцы Академии Волшебства, одинаково полезные как в нападении, так и в защите. Ролевая игра Dungeons & Dragons может похвастаться как минимум пятью видами джиннов, принадлежащим к определенным стихиям (джинны — воздух, дао — земля, ифриты — огонь, мариды — вода, джанн — все четыре стихии), а количество различных видов джиннов в карточной игре Magic the Gathering приближается к полусотне, причем большинство из них принадлежат к категории «редкие».

Это интересно

* Если Иблис — джинн, а джинны смертны, то почему Сатана до сих пор не умер? Ответ на это дает 15-я сура Корана, в которой Иблис попросил у Аллаха отсрочку смерти до дня Страшного Суда.
* По словам мистера Бобра из «Хроник Нарнии», Белая Колдунья произошла от Адама и Лилит, причем последняя была джиннией.
* В романе Нила Геймана «Американские боги» довольно нетрадиционно (в буквальном и сексуальном смысле этого слова) обыгран классический сюжет, когда человек становится джинном. По версии писателя, все джинны, живущие в Нью-Йорке, работают таксистами и носят черные очки, чтобы скрыть огненные глаза.
* В цикле «о джиннах» Василия Головачева фигурируют разумные роботы — «джинны», построенные исчезнувшей инопланетной расой гиперптеридов и способные исполнять желания хозяев. Интересно, что в книге «Кладбище джиннов» автор допускает ошибку и говорит, что джинны из земного фольклора были бессмертны.

* * *

Фольклорные джинны прошли непростой путь. Они успели побывать духами предков, почитаемых примитивными родоплеменными религиями, особой расой огненных существ, родственниками Сатаны, людоедами, правоверными мусульманами, хитрыми исполнителями желаний, охранниками, солдатами, роботами и компьютерными программами. Однако, в любом своем качестве, джинны — это, прежде всего, волшебная сказка. Сбывшиеся мечты. Таинственные ароматы Востока, благодаря которым даже самые недобрые джинны всегда будут выглядеть заманчиво и удивительно.

Категория: Бестиарий | Добавил: yancker (26 Дек 2008)
Просмотров: 4263 | Рейтинг: 4.7 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)