Среда, 28 Июн 2017, 8:27 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 5334
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Огры
Огры


Первый охотник: Ты знаешь, что может сделать эта тварь?
Второй охотник: Обглодать наши кости на завтрак...
Шрек: Вообще-то так поступают гиганты. А огры... Огры гораздо хуже. Они приготовят суп из вашей кожи! Вырежут печень и выдавят сок из глаз! Тот особенно хорош на поджаренных хлебцах...
«Шрек», 2001

Про них рассказывают страшные сказки. Их клыкам позавидовала бы даже белая акула, поэтому девушки из рекламы «привет, подружка!» имеют шансы появиться у них во рту только в разжеванном виде. Эти сказочные существа — единственные, про которых можно сказать, что они действительно любят людей.
Почетные людоеды жанра фэнтези. Глубокоуважаемые душегубы и ходячие «очки опыта», на которые никто не спешит покуситься. Слово «дубина» применимо к ним дважды — они используют ее в бою и проявляют соответствующий уровень сообразительности. Встречайте: большие, глупые, свирепые... и очень голодные!

ПрОГРесс

Непривычное для русского слуха слово «огр» в самом общем его смысле означает человекоподобное существо — большое, уродливое, с гипертрофированными частями тела, буграми мускулов и слоями жира. Последнее, в сочетании с хищными клыками, недвусмысленно говорит о гастрономических наклонностях огра. Каннибалы редко изображаются слабыми и худосочными — кто поверит, что какой-то дохляк может одолеть крепкого человека и съесть его с потрохами?
Происхождение слова ogre точно неизвестно. По одной версии, оно происходит от деформированного французского hongrois — «венгр» (на территории Венгрии когда-то жили готы и гунны, разрушившие Римскую империю). Новеллист Джамбатиста Базиле (16—17 в.в.) использовал неаполитанское словечко uerco вместо orco — производного от римского Orcus (бог подземного мира). Таким образом, очень вероятно, что огры и орки — близкие лингвистические родственники.
«Генетически» огры — французы. Когда были придуманы великаны-людоеды под названием «огры», доподлинно не известно. Считается, что пальму первенства делят между собой детские сказочники — Шарль Перро и мадам д’Олной (Мэри-Кэтрин ле Жюмэлем де Барневиль).
Сказки Шарля Перро хорошо известны в нашей стране, однако там, где автор употреблял термин l’Ogre, переводчики писали просто «людоед». Мало кто знает, что зловещий душегуб из сказки «Мальчик с пальчик» или людоед, которого Кот в сапогах обманом заставил превратиться в мышь, на самом деле — огры.

В сказке д’Олной «Пчела и апельсиновое дерево» семейство огров удочерило маленькую принцессу, выжившую в кораблекрушении. Интересно, что огресса-мама была волшебницей. Много лет спустя принцесса нашла на берегу потерпевшего крушение принца — своего кузена. Поскольку огры кормились тем, что выбросит им море (в том числе и людьми), девушка спрятала парня в пещере, а позже убежала с ним верхом на непонятно откуда взявшемся верблюде, украв волшебную палочку у огрессы-колдуньи.
Когда последняя бросилась в погоню, беглянка превратила своего друга в апельсиновое дерево, верблюда — в ящик, а себя — в пчелу. Хитрость удалась, однако волшебную палочку унесли какие-то люди, и нашим героям пришлось оставаться в перевоплощенном состоянии до тех пор, пока мимо не проехала колдунья и не расколдовала дерево с пчелой. О судьбе верблюда-коробки сказка почему-то не сообщает.

ОГРомный размер

Совершенно очевидно, что образ плотоядного великана французские и итальянские сказочники позаимствовали в североевропейской мифологии, назвав нордических гигантов «ограми». Жестокие и полудикие колоссы, не брезгующие при случае полакомиться человечиной, были хорошо известны как в Скандинавии, так и в Шотландии и Ирландии. У людей не было никаких сомнений, что великаны действительно жили на Земле — ведь как иначе можно объяснить существование мегалитов, построенных из неподъемных каменных глыб?
Европейские великаны не всегда были каннибалами, но в большинстве случаев обладали дурным характером и дурной силой — сочетание, дававшее убийственный в прямом смысле этого слова результат. Одна из главных туристических достопримечательностей Северной Ирландии — «Дорога великанов», уникальное вулканическое образование, состоящее из множества шестиугольных колонн, появилась, согласно легенде, именно из-за уголовных замашек великанов.
Когда речь идет о литературе 17—19 веков, ограми можно считать любых великанов, питающих слабость к человеческому мясу. Их размер варьировался от нескольких человеческих ростов до абстрактного «задевает головой тучи». В волшебных историях они живут рядом с людьми, особенно не таясь. Сказочников ничуть не смущал тот факт, что при столь специфической диете огры высотой до неба извели бы население средневековой Европы за несколько лет.
Между тем, огры (равно как и большинство других великанов) были феноменально тупыми. Чтобы избежать смерти, достаточно ночью поменяться головными уборами с их детьми. В одной сказке сапожник, обвешанный старыми башмаками, встретил злого гиганта, идущего в город, и смог убедить его, что дорога займет как минимум несколько лет («я сам иду оттуда — посмотри, сколько пар обуви я уже сносил!»).
Сила огров, в отличие от силы обычных великанов, не описывается на каких-то наглядных примерах (выжимание воды из камня, как в «Храбром портняжке» братьев Гримм), что в очередной раз свидетельствует об их «приближенности» к обычным людям. Огры сильны в силу своих пропорций, но не более того. Они зачастую бывают очень богаты и живут в прекрасных замках с множеством слуг (возможно, это отголосок истории о знаменитом «Синей Бороде» — бароне Жиле де Ре, обвиненном в убийстве нескольких сотен мальчиков).
Среди сокровищ огров иногда находятся магические артефакты — например, поющая арфа или семимильные сапоги, позволяющие путешествовать на большие расстояния. Сами огры также могут владеть магией, в основном трансформационной: повелевать животными либо превращаться в них самими. Интересно, что супруги огров не имеют каннибалистических наклонностей. Чаще всего это обычные добрые женщины, пытающиеся спасти героев сказки от своих мужей.
По сравнению с ётунами и троллями, огры гораздо более «человечны». Они не олицетворяют силы природы, не являются какой-то первобытной расой, а скорее напоминают мутировавшую и основательно одичавшую деревенщину из фильмов «У холмов есть глаза». Не следует забывать и о том, что каннибализм — социальный стигмат, выделяющий людоедов в особую категорию людей; именно людей, а не животных.
По этой самой причине излюбленным лакомством огров считаются не юные девы (как в случае с драконами — монстрами, подчиненными сюжетному стереотипу Андромеды и чудовища), а маленькие дети. Неудивительно, ведь сказки, в которых изначально обитали огры, были адресованы именно детям. Огры одержимы идеей съесть не какого-нибудь, а именно свежего мяса. Но в отличие от других сказочных людоедов — например, волка, — огры предпочитали готовить своих жертв на огне.
В дальнейшем, благодаря настольной ролевой игре Dungeons & Dragons, огры стали «всеядными». Они потеряли значительную часть человечности и превратились из детских страшилищ, которые «придут, заберут тебя и съедят» в самых обыкновенных монстров. Победа над ограми стала достигаться с помощью грубой силы, но, в отличие от победы над драконами, уже не рассматривалась в качестве подвига.

Без ОГРаничений

«Родителями» современных огров можно считать Гари Гикакса и Дэйва Арнесона, 33 года назад создавших игровую систему Dungeons & Dragons. Ее бестиарий был написан по принципу «впихнем все, что вспомним, а что забыли — придумаем», поэтому сказочные великаны-огры, обделенные вниманием Толкина, превратились в тупых уродливых громил.
Благодаря D&D основным оружием огров стала дубина. Они одеваются в плохо выделанные шкуры, запах которых отлично гармонирует с их собственной вонью. Ума у этих тварей немного, но его хватает для разговора или использования метательного оружия. Огры предпочитают атаковать большим числом, а еще лучше — из засады.
Огры-маги отличаются от своих собратьев синей или зеленой кожей, повышенным IQ, высоким ростом и скоростью регенерации. Им достаточно приставить отрубленную конечность назад к телу, и она прирастет через 1 минуту. Ретироваться с поля боя маги предпочитают волшебным путем — в газообразной форме.

Водоплавающая разновидность огров называется «мерроу». Последние живут в озерах и реках, а вместо дубин используют копья. Так как огры охотно вступают в связь с женщинами других рас, в игре иногда можно встретить полу-огра.
Огры из вселенной Warcraft не в пример разумнее. В Азероте (мире людей, гномов и эльфов) они считаются «эмигрантами», так как их родина — теплый и лесистый мир Драэнор (где раньше обитали орки). На поле боя огры играют роль «тяжелой бронетехники», успешно противостоя конным рыцарям. С виду они толстые, неповоротливые, сильные и безмозглые, однако, по утверждениям разработчиков Warcraft, огры гораздо смышленее, чем кажутся.

В особенности это касается двухголовых огров, выведенных орком-магом Гул’даном. По какой-то причуде волшебства на две головы у таких огров имеется лишь три глаза и, как правило, один костяной рог. Подобные экземпляры в два раза умнее обычных. Несмотря на то, что головы часто пререкаются друг с другом, они успешно применяют боевую магию, командуют другими ограми и плетут хитроумные заговоры.
Племена огров можно встретить по всему Азероту. При всем интеллекте своих лидеров они до сих пор живут в примитивных условиях, предпочитая домам каменные пещеры, а холодному климату — жаркий. Огрессы в играх отсутствуют, однако разработчики утверждают, что «за кадром» они, безусловно, существуют.
Похожими шаблонами пользовались и разработчики из Bethesda Softworks, создавая игру The Elder Scrolls 4: Oblivion. Огры Тамриэля — типичные «танки» с маленькими мозгами и огромными дубинами. На высоких уровнях сложности они опасны даже поодиночке, а если вы встретите группу огров — лучше бегите. Эти твари неповоротливы, так что персонаж со скоростью выше 60 легко сможет уклоняться от их атак, делая шаг назад. Интересно, что лорд Драд с Золотого Берега смог поработить огров и заставить их работать в шахте. Если вы освободите бедолаг из клеток, то вскоре, проходя мимо поместья Драда, увидите, как он со своей женой работает в поле под присмотром огров.

В мире Warhammer Fantasy огры всегда жили рядом с людьми. Их «королевства» недалеко ушли от родоплеменного строя огров в Warcraft, однако агрессивность этих существ направлена не на другие расы, а в основном на самих себя. Их ритуальные поединки чаще всего оканчиваются обедом, в ходе которого съедается часть тела проигравшего (изредка он отправляется в котел целиком). Огры делают из еды культ не случайно, ведь большинство их жизненно важных органов находится в животе. Мясники огров одновременно становятся и шаманами.
Единственными существами, которые могут служить им без страха быть съеденными, можно считать гнобларов, мелких гоблиноидов, играющих роль рабов, домашних питомцев и, при необходимости, — пушечного мяса.
Если отправить огров в космос, то из них получатся homo sapiens giganticus, а проще говоря — огрины (Warhammer 40000). Тысячи лет жизни в условиях повышенной гравитации на холодных планетах-тюрьмах превратили некогда обычных людей в гигантов: сильных, тупых и исполнительных. Последнее сделало их полезными для имперской армии. Стоит лишь дать огринам крупнокалиберные штурмовые ружья (утяжеленные для применения в качестве дубин), закрепить их за толковым офицером либо огрином, прошедшим генетический интеллектуальный «апгрейд», — и они превращаются в оружие массового уничтожения.

Первое место в рейтинге популярности огров принадлежит, несомненно, Шреку. Его случай особый. Он — огр, не имеющий обыкновения есть людей. Добряк Шрек живет на болоте и притворяется страшным монстром лишь для того, чтобы люди оставили его в покое. Интересно, что актер Майк Майерс, озвучивая зеленого огра, имитировал легкий шотландский акцент, поэтому произношение Шрека довольно экзотично для американских зрителей.
В образе Шрека скрыто легко читаемое послание зрителям: внешность бывает обманчива. Страшный людоед имеет доброе сердце и страдает от одиночества, хотя сам себе в этом не признается. Принцесса красива днем, однако ночью превращается в огрессу. Прекрасный принц в действительности тщеславен, эгоистичен и глуп.
В серии комиксов «Toп 10» от Алана Мура упоминается Смакс — гибрид огра и человека, родившийся в волшебном мире и телепортировавшийся в «реальный» мир после особенно неудачной охоты на дракона. Слово «реальный» взято в кавычки, поскольку «Toп 10» — это история города Неополиса, все жители которого (включая даже собак) имеют суперспособности. Смакс — сильный и практически неубиваемый — стал полицейским. А так как Мур не может обойтись без чернухи даже в полицейской комедии, любовницей Смакса стала его родная сестра.

Пирс Энтони, создавший мир Ксант, придерживается довольно необычных взглядов на огров. По его версии они, конечно же, могучи и тупы, однако в 90% случаев общаются друг с другом рифмованными стихами. Огры гордятся своей уродливостью, считая ее красотой (чем уродливее человек, тем он симпатичнее ограм). После смерти они мечтают быть погребенными в мусорной куче — поближе к ядовитым растениям и гадам. Впрочем, среди огров встречаются и воспитанные особи — например, полуогр Загремел, сделавшийся мудрецом под воздействием сока «косящей» лозы.
Если внимательно присмотреться к фантастике и фэнтези, огров можно встретить где угодно: от диснеевских «Медведей Гамми» и мультипликационного «Дигимона» до «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса, от аркадных игр вроде Tekken до Everquest, Final Fantasy или Magic The Gathering. Следует отметить, что авторы часто стараются уйти от стереотипа «злобного тупого» огра — ведь в фэнтези и без того хватает таких монстров.
Уникальные качества этого существа — сила, глупость и страсть к человечине — дают возможность сыграть на контрастах, представив его в юмористическом ключе — умным и даже добрым. Так что если в какой-нибудь игре вы встретите огров, не судите их строго. Эти могучие дикари должны вызывать не только страх, но и уважение. В фэнтези легко быть сильным и злым. Труднее сохранить индивидуальность среди троллей, великанов, орков и прочих сородичей.

Категория: Бестиарий | Добавил: Сокол (19 Июл 2009)
Просмотров: 3373 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)