Мумии: правда и вымыслы
— Папа, только не пугайся, — деревянным голосом сказал Стас. — По музею бродит ожившая мумия. С. Лукьяненко, Ю.Буркин. “Сегодня, мама!” Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. Здесь же речь пойдет о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе? Неглубокие могилы Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова). Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации. Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода. Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий. Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы. Соль — белая смерть Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела. Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта. Египтяне верили, что первую мумификацию совершил Анубис — бог мертвых с головой шакала. В мумификации тела бога Осириса, убитого и изрубленного на части Сетом, ему помогала Исида, супруга Осириса. Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека. Команда бальзамировщиков традиционно насчитывала пять человек, причем каждый из них олицетворял какое-либо египетское божество. Самый главный среди них был Анубисом (для большего правдоподобия жрец надевал маску). Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов. Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином. Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила). В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде). Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия. Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки. Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его. После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку. В голове мумии помещалось в среднем около 8 метров бинтов. Внутренние дела Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями. Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы. Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора. Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень. Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок. Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких. И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник. Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды. О “судьбе” прочих органов (поджелудочная железа, селезенка, органы половой системы) ничего не известно. Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины. Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой. Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла. Красота — страшная сила После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой. Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой. Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении. Иногда мумию покрывали позолотой — либо всю, либо только отдельные части (лицо, пальцы, гениталии). Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид. Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание. Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки. И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего. После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца. Эконом-класс Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне. Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования. С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней. По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия. В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле. Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше). Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни. Человеческие оболочки Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ. Первая оболочка человека — Сах. Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах. Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию. Третья оболочка — Ба. Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба. Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб. Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей. Седьмую оболочку звали Ах, и она была частью основы Вселенной. Последний приют Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях. “Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых. Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов. Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения. Пирамиды В обывательском представлении мумии прочно связаны с пирамидами — самыми древними каменными сооружениями, построенными человеком. Первая четырехугольная пирамида (2700 год до нашей эры) предназначалась для царя Джосера. Она имела ступенчатую форму, что, видимо, должно было облегчить фараону восхождение к звездам. Чуть позже были возведены три самые известные, “великие” пирамиды Египта — Хеопса (правильнее говорить — Хуфу), его сына Хефрена и Микерина. Первая из них — наиболее крупная (изначально — 146,6 метра в высоту, сейчас — 138). Длина стороны квадрата основания пирамиды равна 230,35 метров (отклонение по горизонтали — не более 2 сантиметров). Вес этого гиганта составляет 5 200 000 тонн, объем — 2 600 000 кубических метров. Уникальность пирамиды Хеопса (2590-2568 год д.н.э.) состоит также в исключительной точности ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину — 0,015%. Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов и топографических карт с разрешением 10 метров. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка. Вершины их покрывали медные листы, ярко сверкавшие на солнце. Известняковую обшивку сохранила только пирамида Хефрена (ее остатки; покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Пирамиды были окружены стеной, вокруг них располагался целый комплекс ритуальных сооружений (включая усыпальницы для жен). Проклятье фараонов В фантастических фильмах, книгах и играх египетские мумии всегда предстают злобными тварями, ревностно охраняющими свои гробницы (правда, в последнее время кинематографические мумии существенно расширили круг своих интересов и стали проявлять склонность к захвату власти над всем миром — блокбастеры “Мумия” и “Мумия возвращается”). Такое представление возникло в основном из-за естественного страха людей перед мертвецами (особенно если учесть, что этим трупам почти 5 тысяч лет), и оно не имеет ничего общего с действительным предназначением мумий. Их захоронения охранялись статуями и магическими надписями. Древние строители проявляли похвальный прагматизм — они, конечно, верили в мистические средства защиты усыпальниц, но все равно старались тщательно замаскировать входы в них (закладывали настоящий вход камнем, делали несколько фальшивых). Так, вход в пирамиду Хеопса находился на значительной высоте (13-й ряд плит, 17 метров над землей). Гробницы обычно состояли из нескольких помещений (камер), проходы между которыми накрепко замуровывались. Кроме того, коридоры могли иметь тупиковые ответвления. Но, в любом случае, это не могло надолго остановить грабителей-энтузиастов. Так, в начале эры пирамиду Микерина расковыряли любопытные арабы. Чуть позже они же проделали новый вход в пирамиду Хеопса. Учитывая строение гробниц, можно допустить, что некоторые из них (в особенности пирамиды) были оборудованы простейшими ловушками (например, глубокими колодцами), однако такие защитные системы, как сдвигающиеся стены, опускающиеся потолки, выскакивающие из пола лезвия и облака ядовитого газа, окутывающие непрошеных гостей, остаются на совести писателей и голливудских сценаристов. Предостерегающие надписи на гробницах, звучавшие примерно как современное: “Не влезай — убьет!”, а также защитные заклинания жрецов — это отдельный вопрос. С точки зрения рационально мыслящего человека они вряд ли могли спасти усыпальницы от разорения — ведь грабители попросту не умели читать. Однако это компенсировалось огромным числом слухов и суеверий, распространяемых жрецами. Этот “черный пиар” был настолько эффективен, что даже в наше время среди людей ходят легенды о некоем “проклятии фараонов”. Наиболее популярно “проклятье Тутанхамона”. В 1922 году британские исследователи лорд Карнавон и Говард Картер совершили сенсационное открытие — впервые за всю историю египтологии обнаружили нетронутую гробницу, в которой был захоронен юный фараон Тутанхамон. Надписи, в которой гласили: * Смерть быстро настигнет того, кто нарушит покой фараона... * Я тот, кто огнем пустыни обратит в бегство грабителя, проникшего в гробницу. Я тот, кто охраняет могилу Тутанхамона. Вскоре после этого началась череда странных смертей. Сэр Карнавон скончался 5 апреля 1923 года после трехнедельной борьбы с болезнью (вызванной, предположительно, укусом москита). В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший обследование мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и простые посетители. К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер. Существует ли проклятье фараонов, или нет — пускай каждый решает сам для себя. В конце концов, за несколько сотен долларов вы вполне можете слетать на отдых в Египет, посетить одну из великих пирамид и лично проверить древние легенды. Мумии в фантастике В фантастике мумии чаще всего выполняют функции обычных зомби. Есть лишь несколько существенных отличий между древними мумиями и просто ожившими трупами. Зомби — гнилые, сочащиеся слизью уродцы с дурным запахом изо рта и червяками в глазах. По сравнению с ними, мумии — финалисты конкурса красоты. Кроме того, тела, пошедшие мумификацию, составляют один из главных элементов ауры таинственности и мистики, окутывающей древние времена. Символично, что настоящее название Египта — “Кем” — в переводе означает “тайна, загадка”. Трупы людей, живших тысячи лет тому назад, выглядящие так, будто они умерли только вчера — это прекрасный повод задуматься о вечном. Вслушайтесь: древнее проклятье, месть из могилы, магия исчезнувшей цивилизации, любовь через века. Звучит? К сожалению, в популярности мумий есть и негативные стороны. За последние семьдесят с лишним лет в поджанре “древнеегипетские мертвецы и их приключения в современном мире” не было сказано почти ничего нового. Те же проклятья, те же герои, те же мумии. А многократно обыгранная история рано или поздно начнет приедаться. Режиссеры и писатели с завидным постоянством мусолят несчастное проклятье и его общеизвестные последствия. Остается надеяться, что творцы современной фантастики будут постепенно отходить от затасканных сюжетов, и мумии продолжат свое победоносное шествие сквозь пески и время. Ведь, как мы только что выяснили, соленые-пересоленые, набитые тряпками и закутанные в бинты трупы — это не злобные и тупые стражи гробниц, а всего лишь способ (если угодно — инструмент) приобретения вечной жизни.
|