Четверг, 28 Мар 2024, 7:12 PM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Какому жанру вы отдаете большее предпочтение:
Всего проголосовало - 30404
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Пауки- боги или монстры?
Пауки- боги или монстры?


Те, которые взяли себе покровителей помимо Аллаха, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно же, дом паука, если бы они знали!

(Коран, сура “Паук”, стих 41)

Пауки — одни из самых древних обитателей Земли, дожившие до наших дней в практически неизмененном виде. Их родословная насчитывает более 300 миллионов лет существования. Они на 55 миллионов лет старше динозавров. Беспощадные хищники, умелые охотники, прирожденные архитекторы — пауки издавна являются символом мудрости, трудолюбия, хитрости, тайны, опасности и холодной злобы. Не удивительно, что эти уникальные существа занимают в человеческой культуре весьма существенное место, исполняя самые разнообразные роли — от великого божества до ингредиента магических зелий, от опаснейшего сказочного монстра до гастрономического блюда у некоторых африканских племен.
Пауки — популярные персонажи литературы, кино и различных игр. Лишь немногие животные удостоились чести постоянного цитирования своих образов — змея, сова, лев, летучая мышь и другие существа, олицетворяющие какие-либо специфические качества человека. Вообще, вопрос о месте пауков в искусстве настолько объемен, что заслуживает совершенно отдельного рассмотрения.

ЛЛОТХ

История темных эльфов уходит своими корнями в незапамятные времена, когда злая богиня Ллотх (Lloth) принялась насаждать зерна тьмы в чистых душах эльфов. Прочие расы не стали терпеть соседства с почитателями кровожадной богини и изгнали их под землю. Так зародился культ Ллотх, ставший идейным фундаментом для всего общества драу.
У Ллотх есть множество звучных титулов. “Паучья королева”, “Владычица Бездны”, “Ткущая Хаос”, “Темная мать драу”, “Королева ям демонических сетей” — вот лишь некоторые из них. Она — верховная богиня драу, в пантеоне у которых находятся и некоторые другие божества, например: Гхаундарир (Старейшее Око), Эилистраи (Леди Танца, богиня добрых драу), Киарансали (богиня мертвых, соперница Ллотх), Ваэраун (бог воровства) и Сэлветарм (Ждущий Паук, личный боец Ллотх).
По меркам всего Фэйруна, Ллотх представляет собой божество среднего уровня — злобное и жестокое, обладающее изощренным интеллектом и немалыми магическими силами. Символом Ллотх является черный паук, висящий на паутине и сжимающий в лапах голову женщины-драу
.

Обычно Ллотх предстает перед своими последователями в виде огромного паука “черная вдова” с глазами красного цвета. Иногда она появляется в облике невероятно красивой темной эльфийки. Кроме того, эти две формы могут комбинироваться в одну — паука с женской головой (предполагается, что это и есть ее изначальный вид). Однако чаще всего присутствие Ллотх можно определить лишь по женской ухмылке, внезапно возникающей на морде ближайшего паука. Если же такового поблизости нет, то Ллотх проявляет себя посредством паучьей тени, отбрасываемой на стену.
Главным сакральным предметом культа Ллотх выступает паук (любой — от самого маленького и безобидного до самого крупного и опасного). Некоторые из гигантских пауков, обитающих в подземельях Фэйруна, являются разумными. Неудивительно, что по законам драу убийство паука или даже причинение вреда этому животному карается смертью.
У Ллотх есть одна забавная особенность — самым преданным последователям она частенько дарит какого-нибудь мерзкого ядовитого паука, чтобы тот помогал им, защищал от всяких напастей, а кроме того, следил за неуклонностью исполнения своим хозяином всех нюансов культа Владычицы Бездны. Последнее начисто лишает этот “подарочек” какой-либо практической ценности, поскольку счастливый обладатель чудо-паука всегда рисковал допустить какую-нибудь случайную ошибку в поклонении Ллотх — и поплатиться за это собственной жизнью.

Тот факт, что самки пауков гораздо крупнее и сильнее самцов, нашел свое логическое отражение в общественном устройстве темных эльфов. Там процветает матриархат в самой гнусной его форме. Вся полнота общественной и религиозной власти сосредоточена в руках женщин. Мужчинам драу приходится довольствоваться лишь военным искусством или магией. Культ Ллотх представлен жрицами, которые по своему социальному статусу превосходят любого, даже самого знатного мужчину. Они являются властителями, судьями и палачами общества темных эльфов. Их религия — оправдание за любой поступок. Их цель — избавление от слабости и преумножение силы.
Женщины драу сами выбирают себе сексуальных партнеров, отправляют религиозные обряды (в частности — жертвоприношения плененных светлых эльфов, осуществляемые при помощи ритуального кинжала в форме паука, восемь лапок которого являются лезвиями) и возглавляют огромные армии. Исключение составляет подземный город Шамат, возглавляемый мужчинами-магами в силу особенностей местной статистики рождаемости.


Говоря о паукообразных монстрах Фэйруна, нельзя не упомянуть драйдеров (видимо, производное от “drow” и “spider”). Все драу, достигшие определенного уровня самосовершенствования, подвергаются Испытанию Ллотх. Что это такое, точно никто не знает — об испытании говорят только шепотом и до смерти его боятся (именно поэтому оно используется жрицами Ллотх как средство запугивания непокорных). Тот, кто потерпит неудачу в испытании, превращается в драйдера. Из нижней части тела драу вырастают паучьи ноги, а верхняя распухает и становится совершенно неузнаваемой.
Драйдеры — извращенная форма жизни, отвратительные и злобные изгои, живущие в тоннелях неподалеку от подземных городов темных эльфов. Их трансформация необратима, они теряют возможность размножаться естественным образом, а основным способом существования становится охота на зазевавшихся драу и прочих подземных существ.

Говоря о кино и литературе, нельзя не упомянуть волшебный мир Средиземья, завоевавший немыслимую популярность у всех любителей фантастики/фэнтези. Произведения Толкина могут похвастаться весьма любопытными образцами паукообразных монстров, главными из которых являются Унголиант (древняя сущность тьмы) и ее порождение — Шелоб. Другой “кит” современного фэнтези — Сага о Конане, также не обходит своим вниманием пауков (главное божество Заморы — бог-паук Йезуда.
ОТ БААЛА ДО АНАНСИ

Древние мифопоэтические традиции человечества менее склонны к дьяволизации пауков. Этих животных активно применяли в защитных магических обрядах — например, североамериканские индейцы чип-пева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда. Существует также легенда о том, что паук спас младенца Христа от жестокости Ирода, заметая следы за Марией (по другой версии, паук соткал Христу рубашку). Аналогичные мотивы присутствуют и в исламе — паук помог Мухаммеду спастись от преследователей, соткав паутину на входе в ту пещеру, где укрывался пророк.

По греческим мифам превращение в паука являлось наказанием (легенда об Арахне, превращенной мстительной Афиной в паучиху лишь за то, что эта смертная женщина победила ее в прядении), однако примечательно то, что такой “оборотень” всегда сохраняет способность к труду (плетению паутины). С этим фактом перекликается довольно распространенный религиозный стереотип, согласно которому паук создает этот мир и обучает людей первому ремеслу (так, у южноамериканских индейцев тоба паук был первым ткачом). В древнеиндийской традиции Брахма, подобно пауку, ткет из самого себя паутину мировых законов и явлений. У народа акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев (Океания) божественный паук-творец Ареоп-Энап создал из раковины улитки землю, из пота — первородное море, а из камней — людей.
Североамериканские индейцы сиу верят, что паук Сусистинако нарисовал в нижнем мире крест, определив, таким образом, четыре основные стороны света. В русских сказках паук — мизгирь, удалой добрый молодец, который ставит мережки для расплодившихся комаров и мошек, кусающих людей и пьющих горячую кровь
Сказания разных народов содержат единообразный миф о некоей спасительной путеводной нити (например, нить Ариадны в лабиринте Минотавра), которую с некоторыми допущениями можно отождествить с паутиной. В амхарской (Эфиопия) сказке умный паук сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром. Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно присутствующий в легендарном образе паука трикстерный мотив хитрости, которая нередко сочетается с жадностью и жестокостью. Примеров тому множество — от мухи-цокотухи К. Чуковского до пантеистических поверий перуанских мочикасов, изображавших бога “Душегуба-Резателя” в виде человекообразного паука. Демонолог Джон Вейр в XVI веке утверждал, что ханаанский бог Баал (Ваал) имеет тело паука с тремя головами — человека, жабы и кота. Иначе говоря, мистическая персонификация пауков была типична для большинства древних культур.

В заключение хочется сказать, что какими бы странными и уродливыми ни казались нам пауки, они были, есть и будут одними из самых полезных для людей существ. Выступая в роли древних божеств и ужасных монстров, они делают нашу жизнь полнее и интереснее, помогая человеку познавать окружающий мир, а, следовательно — и самого себя.
Категория: Бестиарий | Добавил: Hellsingvanzek (21 Апр 2009)
Просмотров: 4058 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)