Пятница, 29 Мар 2024, 9:46 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7289
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Кентавры
Кентавры


Лица кентавров были похожи на лица арабов — смуглая кожа, темные живые глаза, черные вьющиеся волосы. Внешность... наводила на мысль об арабских кровях и в другом смысле: лошадиное тело великолепных пропорций, мускулатура чистокровного рысака.
Ник О’Донохью, “Ветеринар для единорога

В силу неведомых дремучих инстинктов люди всегда стремились создать сказочный образ существа-человека, имеющего звериные части тела: туловище или голову. В отличие от оборотней (полностью меняющих свою форму от человеческой к животной, и выдуманных, помимо всего прочего, в силу наличия у некоторых людей характерных атавизмов — например, оволосение тела), все человеко-животные гибриды были абсолютно фиктивными, не имеющими никаких, даже отдаленно похожих проявлений в реальной жизни.
Тем не менее человекозвери прочно укоренились в фольклоре, занимая там обширную нишу. Кентавры, минотавры, гарпии, русалки (по другой версии — ихтиокентавры), сфинксы — это лишь немногие вымышленные чудовища, которые представляют собой “промежуточную стадию” между человеком и животным. Со смешением черт различных зверей в одном выдуманном существе все понятно — этим баловались все народы мира, создавая неповторимых химер. Но каково это — быть отчасти человеком, и в то же время иметь копыта? Рыбий хвост? Бычью голову? Сегодня мы поговорим о кентаврах.

РОЖДЕННЫЕ ОБЛАКОМ

Самым известным, представительным и наиболее гармоничным созданием фантастической зоологии является кентавр (греч. — KentauroV) — существо с торсом человека и телом лошади. Именно кентавров мы представляем себе в первую очередь, когда речь заходит о миксантропических существах.
Кентавров придумали древние греки, представляя их (первоначально) в виде людей с обычными ногами, сзади у которых был конский круп. Но прежде чем начинать разговор о месте кентавров в эллинистической мифологии, следует кое-что уточнить. Все древнегреческие легенды носят очень специфический характер, и даже будучи отредактированными для школьных учебников, все равно содержат, мягко говоря, спорные сцены.
Если не вдаваться в подробности, то быт олимпийских героев и богов был удручающе однообразен — секс, еще раз секс (много секса), потом — попойка и драка. Под этот заманчивый шаблон подходит большинство эллинистических мифов, в том числе — и о рождении кентавров.
Легенда о появлении кентавров по меркам всего древнегреческого эпоса сравнительно молода — да и вообще, эти существа никогда не были главными участниками мифов, выступая периферийными персонажами.
В более-менее связанном виде появление кентавров описывается схолиями (комментариями) к “Аргонавтам” Аполлония Родосского. Там говорится о царе Иксионе, правившем в Фессалии (горное побережье Греции). Этот монарх приходился внуком богу войны Аресу и, как следствие, по своей внутренней сути был редкостной сволочью.
Женившись на дочери царя Деионея, он пообещал последнему богатые дары. Однако перед приездом тестя Иксиона стала “душить жаба”. Подумав, он приказал выкопать яму, разжечь там огонь и замаскировать ее досками. Деионей упал ловушку и погиб, а в наказание за это преступление на Иксиона напала богиня безумия Лисса.
Никто из богов не желал вылечить мерзкого царя от его болезни. В конце концов Зевс сжалился над ним, исцелил от всех психозов и пригласил к себе на пир. Однако Иксион, видимо, не извлек для себя никаких уроков из случившегося: прибыв в чертоги богов, он тут же начал склонять жену Зевса — Геру — к интиму. Гера не прониклась этой идеей и нажаловалась мужу. Тот сначала не поверил (ведь домогаться жены верховного божества может только законченный идиот) и решил провести небольшой эксперимент. Из облака он создал точную копию Геры (некоторые исследователи считают, что впоследствии это существо получило имя “Нефела” и стала богиней облаков) и послал ее в спальные покои Иксиона.
Иксион искренне обрадовался и, выражаясь библейским языком, быстренько “познал” двойника Геры. Все бы ничего — но позже Иксион стал публично хвастаться тем, что наставил рога самому Зевсу. Разгневанный небожитель поступил с любвеобильным царем очень креативно — он приковал его к крутящемуся огненному колесу и низвергнул в Тартар (по другим версиям — запустил эту “карусель” в небо).
После случившегося облако забеременело и произвело на свет кентавров, описываемых в легендах как “надменный род, чуждый харитам” (хариты — богини красоты). В некоторых древних источниках кентавры также называются “иксионидами” — по имени их отца.

По альтернативной версии кентавры произошли от Кентавроса — сына Иксиона и Нефелы, либо от бога солнечного света Аполлона и богини юности Гебы.
Так или иначе, от связи между облаком и подлым царем не могло родиться ничего хорошего. Кентавры были разумны, но дики, буйны нравом, любили подраться, а больше всего — выпить. Первоначально они жили у подножия гор Эта и Пелион в Фессалии. Но из-за гнусного характера кентавры постоянно конфликтовали с людьми и, в конце концов, были изгнаны оттуда — считается, что позже они, наряду с сатирами, влились в свиту Диониса, а также были приняты под покровительство морского бога Посейдона.

КЕНТАВРЫ В МИФАХ

В Фессалии, кроме кентавров, также жили и лапифы — полумифическое (историки допускают их реальное существование) воинственное племя людей, которые, согласно некоторым мифам, были дальними родственниками детям Иксиона. Овидий в 12-й книге своих “Метаморфоз” описывает случай, известный как “кентавромахия” (битва с кентаврами — художественный символ борьбы цивилизованного и
варварского мира).
Все началось с того, что кентавров пригласили на свадьбу вождя лапифов Пирифоя и Гипподамии (ее имя переводится, как “укротительница лошадей”). Вначале кентавры вели себя культурно и сдержанно, однако, выпив вина, они быстро захмелели и стали терять “человеческий” облик. Когда к гостям вышла невеста, чтобы поприветствовать их, кентавр Эвритион вскочил с места и попытался изнасиловать ее на виду у всех. Остальные кентавры тоже возбудились и принялись похищать женщин и молодых мальчиков (пускай последнее вас не удивляет — для древней Греции это было в порядке вещей, и в данном смысле кентавры ничем не отличались от людей).
Кентавры обладали выдающейся физической силой — буйствуя, они выкорчевывали деревья и кидались огромными камнями. Казалось, трагедии было уже не избежать, однако на помощь лапифам пришел герой Тесей, и людям удалось прогнать пьяных сыновей Иксиона прочь. Зачинщику беспорядков — Эвритиону — отрезали уши и нос.
Следует сказать, что не все кентавры были склочниками, алкоголиками и развратниками. Среди них был два исключения — Хирон и Фол, мудрецы, учителя героев, друзья людей. Хотя, строго говоря, Хирон не был чистокровным кентавром. Он родился таковым от связи бога Кроноса и океаниды Филиры — и все из-за того, что Кронос, застигнутый за этим интересным делом своей супругой Реей, принял вид коня (представьте себе, какую картину в итоге увидела Рея).
Хирон воспитывал таких выдающихся людей, как Тесей, Ясон, Диоскур, обучал врачеванию Асклепия (он же Эскулап, который по легенде научился даже воскрешать мертвых), воспитывал Ахилла — кормил его мозгами медведей и печенью львов, научил аргонавтов ориентироваться по звездам, делился со своими воспитанниками навыками стрельбы из лука, игры на лире — словом, был умницей, вдобавок еще и бессмертным.
Когда лапифы прогнали всех кентавров, Хирон поселился на мысе Малеи. Там его и настигла печальная судьба. Дело в том, что во время выполнения пятого подвига (охота на эриманфского вепря) Геракл заглянул в гости к своему другу — кентавру Фолу. Тот угостил героя жареным мясом (хотя сам ел его сырым), но Гераклу вдруг захотелось вина.
У Фола как раз был припрятан сосуд с дивным вином, однако он боялся открывать его — ведь оно пахло так божественно, что все кентавры, обитающие в округе, могли сойти с ума от одного лишь аромата этого напитка. Однако Геракла мучила жажда, поэтому герой воспользовался своим правом гостя (тот мог первым открыть вино) — и, естественно, в пещеру Фола тут же сбежались озверевшие кентавры. Геракл разогнал их горящими бревнами из костра и стрелами, отравленными желчью Лернейской гидры.
Кентавры попытались укрыться в пещере Хирона — но разъяренный сын Зевса настиг их и там. Выстрелив наугад, он нечаянно ранил мудрого Хирона в колено. Будучи бессмертным, Хирон не мог избавиться от страданий, причиняемой ядом — бедняга скрылся глубоко в пещерах, откуда по окрестностям стали разноситься его жуткие крики боли. В итоге, терзаемый ядом Хирон воззвал к Зевсу, добровольно отказался от своего бессмертия и благополучно отбыл в иной мир.
Тем временем, Фол, оставшись один, решил поинтересоваться — что это за чудесные стрелы были у Геракла? Рассматривая поднятую с земли стрелу, кентавр неловко уронил ее себе на ногу — и немедленно умер.
История кентавров в их классическом (древнегреческом) понимании на этом практически заканчивается. Известно лишь то, что Геракл погиб по вине коварного кентавра Несса. После того, как большинство его сородичей были перебиты ядовитыми стрелами, Несс стал зарабатывать на жизнь, переправляя путников через реку Эвен. Однажды к берегу подошел сам Геракл со своей женой Деянирой. Кентавр предложил им свои транспортные услуги — первой к нему на спину забралась Деянира. Доплыв до середины реки, кентавр внезапно захотел женской любви и стал приставать к ней. Увидев это, Геракл взял свой лук и поразил Несса ядовитой стрелой.
Умирая, кентавр поведал Деянире, что его кровь является волшебным снадобьем, которое может заставить Геракла любить ее до конца дней своих. Глуповатая дама даже и не подумала
над тем, что Несс отравлен, и впоследствии пропитала его кровью плащ своего мужа. Геракл погиб в страшных мучениях.
Суммируя данные легенды, мы видим, что кентавры в их оригинальном мифологическом представлении имели двойственную природу — причем не только физическую, но и символическую. Эти существа мыслились греками прежде всего как воплощение разрушительного союза культуры и дикости. С другой стороны, немногочисленные “добрые” кентавры олицетворяли собой тот случай, когда светлое человеческое начало брало верх над низменным животным — и гибридное существо становилось едва ли не лучше, мудрее и честнее самих людей.
Категория: Бестиарий | Добавил: Hellsingvanzek (21 Апр 2009)
Просмотров: 2251 | Рейтинг: 4.5 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)