Четверг, 02 Май 2024, 0:59 AM

Приветствую Вас Гость | RSS

Помочь сайту Bitcoin-ом
(Обменники: alfacashier, 24change)
Меню сайта


Конкурс

Категории каталога

Наш опрос
Вы относитесь с пониманием к тому, что на новом сайте не работает авторизация и регистрация?
Всего проголосовало - 7293
Результаты

Начало » Статьи » Бестиарий

Берегини - Славянская мифология
Берегини - Славянская мифология


В самой середине поля кружился хоровод светлых девичьих фигур – стройных, легких, наполовину прозрачных, одетых в белые рубахи, с длинными волнистыми волосами до колен. Они кружились хороводом, прыгали и вертелись, но земля не мялась под их ногами, и светлые ростки на глазах поднимались, тянулись вверх. Это были они – берегини.
 
Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков. Это некие безликие силы: берегини, упыри, навьи. Возможно, между ними даже не было четкого разграничения на благодетельных и вредоносных, они почитались с одинаковым рвением.
Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик. Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия.
Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.
Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Позже славяне стали считать Берегинь дочерями Дажьбога.
Считалось, что каждая берегиня имеет свое дерево или растение. И ее облик соответствует ему. Также считалось, что берегинь было девять. В книгах встречается описание некоторых из них:
- Травница (быстрая, с мелкими чертами лица, с зеленими глазами, вечно разлахмаченные косы, с впутанными в них травами);
- Дубравица (крепкая; высокая; светло-коричневые, как желуди, глаза; косы толстые и темные, как дубовая кора);
- Земляничница (ее чело украшал венок из земляничных звездочек, щеки ее были румяны, сладкий запах исходил от ее губ);
- Березница (в волосы вплетены тонкие березовые веточки, белая кожа, голубые глаза);
- Дивница (от волос пахло девясилом, венок из него же на голове, зеленые глаза)
Были еще Купавница, Мятница, Ивница.

Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер(по Е. Дворецкой – спускались с Верхнего неба). Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Любить по –человечески они не могли, так как у них отсутствовал жизнеогонь, который присущ был только людям. Но поймать и заставить берегиню остаться на земле все-таки можно. Для этого надо было наделить ее девичьей рубахой без вышитых оберегов, наречь ей имя и отдать свой дух (жизнеогонь), заняв тем самым ее место в Верхнем небе. Но на это были готовы не многие девушки.
Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. В эту ночь Берегини возвращались в свои родные места. Если же какая-то из них не успевала до восхода солнца, то приходилось ей еще год жить на земле смертной девушкой. И только по истечении года, в первый летний праздник, могла она вернуться к своим сестрам.
Категория: Бестиарий | Добавил: tanyaversal (10 Апр 2009) | Автор: Берегини
Просмотров: 4002 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск по каталогу

Помощь сайту

Статистика


Visitor Map


Только для фанатов фэнтези! ;)